«Английская гравюра XVIII-XIX веков из папок коллекционеров Клуба любителей графики.»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
9 октября (ср)
Дата закрытия: 
20 октября (вс)

Английская гравюра XVIII-XIX  веков из папок
коллекционеров Клуба любителей  графики.
      
       C 10 по 24 октября 2013 года в ГВЗ «Ходынка» состоится выставка, содержание которой отражено в названии статьи. Выставка организована ГВЗ «Ходынка, Ассоциацией искусствоведов (АИС) и Клубом любителей графики.
      Наш «Клуб» — это собрание единомышленников, любителей изобразительного искусства, и более всего, графического искусства. Этой любовью к графике мы хотим поделиться с посетителями выставки, которая предлагается Вашему вниманию.  Мы, это давние члены «Клуба», Романова Елизавета Петровна и Штеренгарц Рафаил Яковлевич. Напомним, что коллектив «Клуба», (это художники и коллекционеры) за 25 лет его существования, организовал более 200 клубных и персональных (членов Клуба) выставок в Москве, других городах России и за рубежами нашей страны.
      
На рубеже XVII-XVIII веков в Европе властно заявляет о себе английская школа гравюры. Ее становление и расцвет состоялись, когда в большинстве европейских стран история гравюры насчитывала не одно столетие. Британия же, к тому времени, не дала миру ни одного значительного мастера резца. Невысокий спрос на гравюру здесь удовлетворяли местные ремесленники и приезжие фламандцы средней руки, качество работ которых было не очень высоко. Прославленные же графики: Ганс Гольбейн младший,  или Антонис ван Дейк, по приезде в Англию оставили занятия гравюрой.  Тем неожиданнее и ярче стал стремительный взлет английской гравюры в XVIII веке. Он продолжался не очень долго, практически два века, но и по сей день искусство британских художников и граверов остается, как нам кажется,  непревзойденным по технической виртуозности и изобретательности, тонкости понимания специфики гравюры и оригинальности воплощения художественной мысли.  Нам кажется, что именно отсутствие укоренившихся традиций, обусловило присущие только Англии пути, по которым пошли граверы Британии, несхожие не с одной европейской школой. Жители Британских островов исторически оппозиционно относились ко всему континентальному, что не мешало им восхищаться искусством Франции, Италии, Нидерландов,  Германии…, черпая от них идеи и приемы, близкие национальному духу. Практичность и чопорность англичан, их склонность к на¬зидательности и сентиментальности, своеобразный юмор стали предметом многочисленных анекдотов и шуток. Все эти черты британского характера воплотились в творчестве живописцев и граверов.
     Бурный экономический рост страны в XVIII столетии способствовал расцвету культуры. Англия со времен Средневековья славилась своими философами, писателями, драматургами. Теперь высочайшего уровня достигает изобразительное искусство, в первую очередь живопись. Произведения Неллера, Рейнолдса, Гейнсборо составляют славу английского и мирового искусства. Пышный расцвет живописи оказал решающее влияние на судьбу и репертуар гравюры, которая осталась в большей степени репродукционной. Среди сюжетов преобладают портреты знати, важное место занимают темы театра и любимых развлечений анг¬личан — охоты и скачек -  совершенно особое направление тематического характера.
     Однако творчество лучших английских граверов совершен¬но лишено рабского подражания живописи. С самого нача¬ла мастера резца заговорили на собственном языке, твор¬чески перерабатывали оригиналы, подчеркивая их досто¬инства, находя новые оттенки их звучания. Англичанами совершенствовались новые техники, появившиеся в XVIII веке – меццо-тинто, карандашная манера, пунктир, акватинта. Они обрели на островах подлинную родину, нигде более не применяясь так широко и разнообразно. Меццо-тинто, которое было изобретено в Германии, получило на континенте название «английской манеры». Выдающаяся и самостоятельная роль гравюры в художественной жизни обозначилась уже в творчестве первого английского художника мирового уровня Вильяма Хогарта. Основоположник национальной школы живописи начинал как гравер. Создавая свои знаменитые серии картин на «современные нравственные сюжеты», Хогарт развивал темы, затронутые в своих ранних графических листах («Современный полу¬ночный разговор» и др.). На практике, осознав тиражные возможности гравюры, Хогарт наладил массовое воспро-изведение своих живописных полотен профессиональными граверами в технике резца и офорта. Его серии разворачиваются напо¬добие литературных произведений - от начала к концу, живописуя быт и нравы британского общества, бичуя по¬роки. Популярность гравюр Хогарта - серий «Модный брак», «Карьера мота» и других была невероятной. Хогарта, впро¬чем, нельзя назвать основоположником английской гравю¬ры. В своей графике он концентрирует внимание зрителя на нравоучительном содержании, ограничиваясь самым ску¬пым набором изобразительных средств.
       Наивысшие дости¬жения английской гравировальной школы, ее националь¬ное своеобразие проявились в творчестве граверов меццо-тинтистов. Чрезвычайно трудоемкая, малотиражная и до-рогостоящая, техника меццо-тинто дает невиданный живописный эффект. Замена линии, объема тональным пятном, тончайшими бархатистыми градациями оттенков черного и белого в корне изменили язык гравюры, максимально при¬близили ее к живописи. Листы Джона Рафаэля Смита, Джей-мса Мак-Арделла, Вильяма Уорда, других одаренных гра¬веров демонстрируют потрясающую виртуозность и разно¬образие приемов. Но главное, что их работы лишены меха¬нистичности репродукционной гравюры, это самостоятель¬ные художественные произведения. Не случайно Джошуа Рейнолдс сказал о Джеймсе Мак-Арделле «этот человек сделает мое имя бессмертным». Нередки были и споры меж¬ду художниками и граверами по поводу авторских прав. Наряду с меццотинто сохранила свои позиции и традицион¬ная резцовая гравюра. Здесь особенно выделяются Роберт Стрендж и Вильям Шарп, которые довели технику гравиро¬вания до абсолютно безупречного совершенства. Как репро¬дукционные техники развивались в Англии акватинта, карандашная манера и пунктир. Их точечная бархатистая струк¬тура идеально подходила для передачи эффектов рисунка тушью, мелом, сангиной. Выдающихся успехов на этом по¬прище достиг Франческо Бартолоцци - итальянец, чье твор¬чество связано с Англией. Его гравюры превосходно переда¬ют стиль рисования старых итальянских мастеров - Гверчино и др. В листах с работ современных художников он не-сколько слащав, но зато необычайно тонок и нежен по цвету.
       Репродукционная направленность английской гравюры зат¬ронула и чистый офорт. Он стал основной техникой карика¬туры - излюбленного жанра англичан XVIII столетия. Брита¬ния была единственной страной Европы, где карикатура считалась и действительно стала подлинным искусством. Листы Томаса Роуландсона, Джеймса Гилрея, Уильяма Диккинсона охватывают широчайший спектр тем - от насмеш¬ки над нравами до актуальных политических проблем. В Ев¬ропе сатирические листки были уделом народных мастеров-ремесленников. В этом отношении английские карикатурис¬ты на целое столетие опередили коллег на континенте.
       Представленная Вашему вниманию выставка содержит имена самых знаменитых граверов Англии, XVIII и XIX веков. Здесь Валлентайн Грин; Франческо Бартолоцци, которого причислили к «своим» как английская, так и итальянская школы, и который был во время оно единственным гравером, включенным в состав Лондонской академии художеств как ее действительный член, — он ведь был среди тех, кто способствовал возникновению академии. Далее — Ричард Ирлон, Уильям Райланд, Роберт Стрендж; Герберт Геркомер... Жанры в английской графической коллекции экспонентов также представлены самые разнообразные. В основном эта гравюра — репродукционная: воспроизведение картин различных художников, причем имеется и цветная гравюра — акватинта. Именно в Англии закрепилась демократическая традиция репродуцирования картин средствами графики — ведь живопись по карману лишь очень богатому человеку, а дешевые тиражные листы разлетались в народе нарасхват. Тем самым среди простонародья популяризировалось академическое искусство.
       Действительно, англичане придавали огромное значение воспитательной функции искусства, да еще помножим это на традиции XVIII-XIX веков — эпохи Просвещения с ее апелляцией к могуществу разума, эпохи сентиментализма и романтизма.  Некоторые сюжеты даже забавны, с точки зрения нашего современника, и, тем не менее, трогательны, и многие листы снабжены нравоучительными сентенциями, словно русский лубок. Например, двое нарядных деток подают оборванному калеке-малолетке и говорят: «Бедняжка, у него даже нет шляпы!» — тут уж, как кажется мне, под покровом сантимента чисто английская ирония в адрес невинных барчуков. Но какая техника, какое изощренное мастерство: вот так, с назиданием, воспитывали в народе хороший вкус, учили воспринимать серьезное искусство. Ведь первична все-таки не надпись, а картинка.
       Вот мифологический сюжет — «Орфей и Эвридика» Томаса Берка, воспроизведение («римейк», сказали бы сегодня) с картины Ангелики Кауфман. Т. Берк был одним из основоположников техники цветного пунктира в графике, так называемой пунктирной манеры. Ведь обычно основное средство графического изображения — жесткий, четкий штрих, линия. А Берк с помощью специальных инструментов добивался эффекта нежного флера, что придавало его гравюрам романтичность, доходящую подчас до слащавости. Рисунок выполнялся на медной доске. В Англии эту технику — точками по меди — назвали «стипл-ворг», по названию кривого граверного резца.
    В XIX веке, в Англии распространилась мода на «грейнджеризм», по имени «автора идеи». Люди шли в лавку и сами подбирали из гравюр иллюстрации к понравившейся книге, а потом с этими покупками шли к переплетчику, — ну, и фолианты получались, но зато «как я хочу»! И тех, кто организовал и обслуживал этот бизнес, называли «черно-белыми людьми», потому что гравюра была, в основном, черно-белой.
   ...В 1789 году крупный английский издатель Джон Бойделл, сам гравер, объявил подписку на серию из 102 гравюр, репродуцирующих картины на сюжеты Шекспира, эти полотна были собраны в галерее Бойделла. Данная серия графики так и вошла в историю под именем «Шекспировской галереи».
       Екатерина II купила коллекцию у собирателя живописи Роберта Волпола: это было знаменитое собрание шедевров ведущих мастеров мировой живописи, сегодня составляющее гордость Санкт-Петербургского Эрмитажа. И вот издатель и коллекционер Дж. Бойделл заказал своим граверам увековечить продаваемые в Россию картины. Теперь в некоторых музеях и частных собраниях хранятся гравюра  из этой серии.
        Уже в XVIII веке английские гравюры были широко известны в России. Среди них наибольшей известностью пользовались гравюры Хогарта  (Гогарта.).  В последние годы жизни П.А.Вяземский посвятил своим друзьям начала века стихи, в которых упоминал имя Хогарта. В стихотворении «Дом Ивана Ивановича Дмитриева» говорится:
             
              То Гогарта схватил игривый карандаш
               (Которвй за десять из новых не отдашь),
              Он с русским юмором и напрямик с натуры
               Из глупостей людских кроил карикатуры.

А в стихах, посвященных памяти В.А.Жуковского «Поминки», он писал:
             
               А часто… певец луны и плача
               Дурачась, иль других с беззлобием дурача,
               Веселости своей не полагая мер,
               Был… и Гогарт, и Гомер,
               Фантазией своей, предавшись своевольно,
               Он шутки подсыпал своею крупной солью.
      
О  Хогарте, или как его называли в России того времени, Гогарте, писали часто и много:                     В.А. Жуковский,  Н.М.Языков,  В.Ф.Булгарин и многие другие. Его гравюры были тогда, есть сейчас во многих музейных и  частных коллекциях России.      
       Английские художники - графики много работали в России, создавая гравированные портреты, членов  российской царствующей династии, дворянства, пейзажные и архитектурные гравюры (Д.А. Аткинсон, П.Ш. Кано, Уотс Уильям, П.Уильям, Ч.Таунли, Д.Уокер и многие другие).  На этой выставке Вы этих работ не нйдете – они были представлены на ряде предыдущих выставок: -  Выставочный зал    "На   Солянке"   "Мир в гравюре XVII-XX веков".2002 г.; - ГВЗ "Ходынка", "Чудо, сотворенное резцом". Из собрания Р.Я.Штеренгарца.  Москва, 2002 г;- ГВЗ «Ходынка». «Образ ребенка в графическом   искусстве». 2008 г.  Из собрания    Р.Я.Штерегарца; - ГВЗ «Ходынка».  «Лица России». Из собрания Р.Я.Штеренгарца и Е.П.Романовой. 2011 г. -  «В тональности меццо-тинто». Ноябрь-декабрь 2012. Из собрания Е.П.Романовой; - «Второй международный фестиваль меццо-тинто». Исторический проект. Екатеринбург, 2013. Из собрания Е.П.Романовой.
        Явления, очень важные для искусства Англии в целом, отражены, словно в капле воды, в нашей коллекции, представленной на этой выставке. В разрозненном, до поры до времени хранящемся в папках собрании английской гравюры мы старались проследить взаимосвязи, установить контекст.

Штеренгарц Рафаил Яковлевич

Романова  Елизавета Петровна