«Архитектурный пейзаж в графическом искусстве»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
30 Май (ср)
Дата закрытия: 
17 июня (вс)

Слово «пейзаж» почти всегда ассоциируется с изображениями природы. Услышав его, мы обычно представляем зеленые поля со стогами, лесные опушки, голубые реки с изумрудными берегами или яркое луговое разнотравье, с ромашками и лютиками. Тема пейзажа, однако, не так узка, как может показаться на первый взгляд. Немалую её часть составляет архитектурный, городской пейзаж. Это храмы и дворцы, дома старой и новой архитектуры всех сторон света, т.е. сельские и городские архитектурные пейзажи.  Часто нам открываются сцены из жизни города. Иногда это повседневная жизнь, иногда яркие торжества, запечатлённые художниками.  Все это Вы увидите, если посетите Выставку в ГБУК г.Москвы «ВЗ«Ходынка», на которой представлены работы художников и коллекционеров Клуба любителей графики.  Выставка будет открыта в течение июня месяца 2012 года.
Городской пейзаж, при всей своей обыденности, может быть достаточно ярким. Достаточно посмотреть на акварели и цветные гравюры экспонентов Татьяны Цыплаковой и Елены Ширененой. Реалистичный стиль изображения точно передаёт нам все краски города в зимний и летний  день. Тут и голубое небо, и медовые стены церкви, и яркие пятна крыш. Такое разнообразие цветов придаёт, в общем-то, вполне повседневному сюжету оттенок торжественности. Эти пейзажи могут стать  впечатляющим подарком, способным надолго сохранить в доме праздничную атмосферу.      Среди множества художественных произведений на выставке можно найти поистине уникальные вещи. Например, уникальные гравюры Черногории, выполненные в сложнейшей технике Меццо-тинто Марины Лазаревой и офорты архитектурных            пейзажей Италии  Станислава Никиреева.  Пример городского пейзажа, который уже невозможно увидеть на улицах в наши дни – это старая Москва в ксилографиях Ивана Павлова.            
      Для написания городского пейзажа художники выбирали самые разные места, стараясь показать множество лиц города. Иногда для достижения желаемого эффекта выбирались самые немыслимые ракурсы. Хорошее подтверждение тому – произведения Елены Ширениной.  На этих пейзажах изображёны немного странные дома и  дворики какого-то строения, по всей видимости, довольно старого. Благодаря   этому, при детальном изучении, картина обретает большую глубину и объём.            
Пейзаж города  это не только изображение каких-либо отдельных его фрагментов – улочек, площадей зданий. Это может быть также и попытка охватить как можно большую часть города, взглянуть на него с высоты. Хорошо различимы храмы, разномастные дома, набережная. В целом вся картина кажется лёгкой и напоённой светом.
Это Вы увидите на гравюрах представленных коллекционерами Елизаветой Романовой и Рафаилом Штеренгарцем. Их  экспозиция – это городской пейзаж в гравюрах 19 и начала 20 века.
Развитие темы городского пейзажа происходит уже достаточно давно и, по всей видимости, будет происходить и впредь. Российская, как и европейская графика, представляют нам сегодня, и оставила нам в наследство множество видов самых разных городов. Каждая из представленных в на выставке графических работ способна порадовать даже очень взыскательного зрителя.  Она может так же стать хорошим подарком для друзей и оживить любой интерьер.

Штеренгарц Р.Я., профессор,
Член АИС, вице-президент Клуба
Любителей графики   •

Ширенина Елена

Ширенина Елена Аполлоновна родилась в Москве в 1962году. В1985г закончила Факультет Прикладного искусства МТИ им Косыгина. Поступлению в институт предшествовали учёба в  студии ,художественной школе и мастерских  профессиональных  художников-педагогов. Уже тогда Ширенина начала и продолжила в студенческие годы участвовать в творческих выставках.  После института работала в НИИ создавая текстильные рисунки, в оформительском бюро и преподавала рисунок, живопись, композицию в художественной школе. Сейчас преподаёт в Высших и Средних профессиональных учебных заведениях, совмещает педагогическую и творческую деятельность. В 1992г в Творческий Союз художников России, в 2007 в Международный художественный Фонд ,принимала участие в деятельности объединений Акваживопись, Ирида, Родники, Спектр , ,Творческие среды и других творческих групп. Постоянно выставляет работы на Московских, Российских и международных выставках как масштабных : Рождественские и ко дню города  Союза Художников России в зале на Беговой, Золотая кисть в ЦДХ, Международного художественного Фонда в Белом Доме ,в залах Фонда и в Доме кино,  так и с небольшими группами художников на московских и выездных выставках.
Институтское образование дало умение создавать живописные произведения в декоративной манере в темперной и акварельной технике. Позже начала работать масляными красками и акрилом. В любой технике читается почерк прикладника: умение  уйти от простого копирования натуры,  стилизовать изображение , создать фантазийную композицию со свободной но логично увязанной компоновкой пространства и элементов изображения , оригинальный  художественный образ со своей историей, содержанием, подтекстом. Выраженное в масляной технике , акриле, акварели  мироощущение художника прикладника позволяет создать произведения необычные, самобытные, живущие по законам своей философии ,своего внутреннего пространства. Декоративность живописи и графики достигается цельными условными колористиками, отказом от излишней материальной объемности в пользу выразительных цветовых плоскостей и пластики силуэтов.  Данное живописное направление берёт начало от постимриссионизма с его многообразием настроений и направленностью на создание образов творчески переосмысленных, отталкивающихся от натуры, но не копирующих её. Мир творчества Елены Ширениной позитивен , уютен, интимен ,зритель приглашается , но не зазывается во внутреннее пространство, не агитируется за единственную правильность видения ,но предлагает увидеть вместе. Сюжеты для своих картин Елена черпает из путешествий близких и дальних : как по другим прекрасным странам, хранящим лики времени, переносящим в прошлое иногда  с готическим мистицизмом или c барочной театральностью или с приморской романтичностью  -Испанию, Францию, Германию, Австрию, Черногорию, Хорватию; по изумительным городам России  и СНГ :Петербургу, Феодосии ; по старым сказочным, хранящим тайны ,  московским улицам ,которые и делают Москву неповторимой и единственной.
  Поэзией Ширенина Елена увлеклась недавно, с марта 2012 г, хотя всегда была заинтересованным читателем и слушателем . Стихи не могут возникнуть в одночасье, просто они ждут повода обрести бытиё, реализоваться. Вряд ли возможна  разностилистость  в изобразительном искусстве и поэзии одного и того же автора. Стихам Елены как и её картинам свойственны образность, иносказательность . Впрочем в поэзии это только начало.

 Цыплакова Татьяна Юрьевна

Цыплакова Татьяна Юрьевна - член Московского Союза художников (с 1983 г.), участник более 150-ти выставок в Москве и за рубежом, из которых пятнадцать - персональные. Татьяна родилась в Москве, окончила Московскую среднюю художественную школу при институте В.И.Сурикова, а также сам институт. Педагоги: Н.А.Пономарев, Б.А.Успенский, Н.Л.Воронков.
Начала участвовать в выставках с периода обучения в вузе. С 1981 года начала работу над серией офортов и автолитографий, посвященных творчеству А.А.Ахматовой. Татьяну Цыплакову консультировали такие исследователи творчества А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилева, как В.А.Черных и Е.Степанов. Была совершена творческая поездка в глубинку Тверского края - Бежецкий район, где находится усадьба Гумилевых "Слепнево". Работа на пленэре дала возможность окунуться в атмосферу этого периода творчества А.А.Ахматовой.
В доме творчества "Челюскинская" Татьяна выполнила серию офортов, которые впоследствии выставлялись на всесоюзных и московских выставках. В доме творчества "Сенеж" была выполнена серия цветных автолитографий, которые были впоследствии приобретены музеем "Пушкинский дом" в Санкт-Петербурге, музеем Блока (Солнечногорск) и Московским музеем современной российской истории.
Творчеству А.С.Пушкина посвящен другой цикл работ - это мини-офорты, которые приняли участие в международных Биеннале в Барселоне и Торонто. С 1995 по 2004 год Татьяна Цыплакова провела несколько персональных выставок в Германии с публикациями о них в местных газетах и журналах. В 2005 году Татьяна Цыплакова стажировалась в Государственных реставрационных мастерских имени академика Грабаря. В настоящее время Татьяна занимается иконописью для храмов и частных лиц, принимает участие в росписи храмов.