«Два века литографии" из коллекции Р.Я. Штеренгарца»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
1 Май (ср)
Дата закрытия: 
12 Май (вс)

                                           ЛИТОГРАФИИ  215 ЛЕТ  (1798 - 2013).

            C  01  по  12 мая  2013 года в выставочном зале «Ходынка» состоится выставка «Два века литографии», которая приурочена к трем датам: 215 лет как техника литографии стала  широко использоваться в изобразительном искусстве, в его графической части, 25 лет работы Клуба любителей графики и    80 лет члену «Клуба» Штеренгарцу Р.Я., который и представляет Вашему вниманию выставку литографий из своего собрания.
          Настоящая выставка представляет вехи истории развития европейской и российской станковой и книжной литографии - почти с самого начала XIX века и до эстампов, отпечатанных в XX веке. Экспозиция включает более ста произведений многих европейских и российских, ведущих мастеров литографии  и  тех, кто занимался этой техникой наряду с другими видами изобразительного искусства.
                 Становление литографии как самостоятельной художественной дисциплины, поиск собственного изобразительного языка и осознание его специфики - стали основной темой экспозиции. Помимо авторской литографии, в нее включены яркие образцы репродукционной литографии XIX века, которая изначально была «подчиненным», но все же творчеством - рукотворным переложением живописного или рисованного произведения.
          Термин литография происходит от греческого «литос» - камень, и «графо» - писать, изображать. Литография наиболее молодая из основных гравюрных техник, была изобретена в конце XVIII (1897 год) века Алоизом Зенефельдером (1771-1834). От своих предшественниц - ксилографии и гравюры на металле – литография отличается сравнительной легкостью создания изображения, практически неограниченными пластическими возможностями, а также способностью давать с одного клише большие тиражи качественных оттисков. Как и любая печатная техника, в момент своего изобретения литография рассматривалась лишь как более совершенное   и   рентабельное средство   для   тиражирования текстов, нот, документов. В 1797 году Зенефельдер решил украсить нотную страницу небольшой виньеткой, и, таким образом, положил начало  художественному рисованию  на  камне.   Это  знаменовало переход литографии из разряда технического способа печати в область художественного творчества. Быстрый и легкий способ изготовления печатной формы и, как следствие, удешевление оттисков, способствовали широкому распространению литографии в Европе и, в тоже время, в России XIX века.
            В Германии Зенефельдером, в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже, Дрездене, Петербурге и Милане, в 1822 в Лондоне. В XIX веке литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились разновидности, модификации литографии: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. XX века литография стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.
             Художественная литография стала на прочную почву, прежде всего во Франции, хотя художники последней, в особенности граверы, вначале смотрели на нее косо, как на недостойную соперницу гравирования на меди. Интерес к ней начал распространяться в парижской публике со времени возвращения Бурбонов (1815) благодаря стараниям граверов Ластейри, Энгельмана и Дельпека. Устроив литографические заведения, они сумели приохотить к рисованию на камне, как к приятному развлечению, многих любителей и любительниц из высшего круга и привлечь в сотрудники к себе искусных рисовальщиков и выдающихся живописцев того времени. Литографированные эстампы стали все более и более расходиться в публике, появляясь то отдельными листами, то в виде альбомов, то в приложении к сатирическим и модным журналам, причем техника их производства постепенно совершенствовалась и обогащалась новыми приемами. Уже тогда литография стала предметом коллекционирования.
              В Германии, хотя она и была родиною литографии, это искусство никогда не достигало той свободы, разнообразия и художественной оригинальности, как во Франции, и если в столетней его истории встречается несколько талантливых немецких рисовальщиков на камне, то они бессознательно отражают в своих работах французское влияние. Долго, до самых 1850 гг., призванием литографии у немцев было главным образом удовлетворение практическим и коммерческим потребностям да популяризации памятников искусства, собранных в музеях. Выдающимися деятелями в последнем направлении были Фр. Пилоти и Леле в Мюнхене (издатели сборника снимков с картин мюнхенской пинакотеки и шлейсгеймской галереи), Стрикснер в Штуттгарте (издатель тамошней галереи), Фр. Ганфштенгль в Дрездене
(великолепно издавший дрезденскую галерею) и Симеон (издавший берлинскую галерею).
         В 1851 году впервые появляется альбом с оригинальными литографиями выдающихся дюссельдорфских художников; с того времени входит в обычай издавать подобные собрания не только в Дюссельдорфе, но и в Мюнхене и других художественных центрах Германии, а также в Вене.
             Движение литографии в Бельгии и Голландии представляет много аналогичного с происходившим в Германии, т. е. более или менее очевидное подчинение французскому влиянию и численное преобладание копировальщиков перед литографами рисунков собственного сочинения. В 1818-30 гг. Бургграф и Деваем в Брюсселе выпускают в свет ряд портретов, рисованных Экгоутом и Вербукговеном. В 1829 г. кружок брюссельских художников предпринимает издание галереи князя Аремберга. Правительственное издание гаагского музея, начатое в 1818 г. и оконченное в 1883 г., дает возможность образоваться многим искусным рисовальщикам на камне в Голландии.
          В Англию литография была занесена в 1800 г. самим Занефельдером, пытавшимся вместе с Ф. Андре основать в Лондоне мастерскую для нее, и в начале называлась полиавтографией. В следовавшее затем десятилетие ее горячим приверженцем и пропагандатором среди англичан явился Аккерман. Однако литография привилась на английской почве несравненно слабее, чем во Франции, и не могла победить пристрастие публики к излюбленным ею гравюре на стали, офорту и акватинте. К ней прибегали больше всего при издании сатирических листов, политических карикатур, сцен лошадиного спорта и общедоступных портретов современных знаменитостей.
           В России литография введена в 1818 г. чиновником министерства иностранных дел бароном П. Шиллингом, который был командирован в Мюнхен специально для ее изучения с тем, чтобы потом можно было пользоваться ею при копировании деловых бумаг. Первое частное литографическое заведение в С. Петербурге было открыто в 1820-х гг. Давиньоном. Около этого времени пользовались у нас большим почетом бойкие литографии А.Орловского (фигуры казаков и других всадников и сцены уличной жизни), печатанные, однако, преимущественно в Париже. Распространению знакомства с литографией в нашем отечестве много способствовало в 1830 — 40-х годах СПб. общество поощрения художеств, заказывавшее молодым художникам под руководством А.Венецианова литографировать избранные картины Эрмитажа и некоторые произведения русской живописи и издававшее их работы на свой счет. Впоследствии лучшими заведениями, из которых выходили художественные литографии, были принадлежавшее П.Пти (издавшему эрмитажную картинную галерею в рисунках группы художников, приезжих из Франции), фирма Дарленга и заведение А.Э. Мюнстера (издателя "Портретной галереи русских деятелей", у которого, сверх того, печатались первые восемь лет превосходного "Русского художественного листка"  В. Тима).
         Ранние русские литографии печатались с одного камня, и давали на белой бумаге оттиск в одну, обычно черную, краску. Для придания работам привлекательности широко практиковалась раскраска черно-белых оттисков цветной акварелью, часто с добавлением гуаши. Цвет при печати стали использовать позже. В 1830-1840-е годы получила распространение печать на сплошном серо-голубом или серо-коричневом фоне, так называемая «литография с тоном». Цветной литографией называют оттиски, в который цвет оттиснут с печатной формы, а не нанесен вручную. Первый опыт многокрасочной печати в России был осуществлен в 1833 году К.Я. Тромониным.
            Художественная литография быстро стала популярной в России, отражая основные вехи отечественной художественной культуры. К ярчайшим явлениям принадлежат изданная в 1820-е годы серия «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей», литографические опыты русских футуристов 1910-х годов, деятельность Экспериментальной литографской мастерской в 1930-е годы. Значительный        вклад      в развитие      литографии       внесли     К.П. Беггров,
С.Ф. Галактионов, А.А. Мартынов, И.С. Щедровский, Н.С.,  Войтинская,           В.М. Конашевич, Г.С. Верейский, Б.Н. Ермолаев, А.Л. Каплан, А.С. Ведерников,      В.Ф. Матюх, В.В. Бродский, М.С. Карасик. К литографии обращались виднейшие живописцы В.Л. Боровиковский и О.А.Кипренский, Н.Е. Сверчков и ИМ. Шишкин, Л.С. Бакст и В.А.Серов, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, Ю.А. Васнецов, и многие другие. В середине XIX века появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирические листы        (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм и др.); их традиции продолжают во 2-й половине XIX века мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков,  П. М. Боклевский,      А. И. Лебедев и др.
          Я не ставил перед собой задачу дать полный исторический обзор развития искусства литографии в Европе и России. Мне казалось необходимым обозначить некоторые исторические вехи и технические приемы, А также их использование в создании художественных произведений, в том числе, тех которые представлены на выставке.
         Я не буду описывать каждое из экспонированных на выставке произведений по двум основаниям: для того, чтобы понять произведение изобразительного искусства надо внимательно его рассматривать. Объяснять словами произведение изобразительного искусства, навязывать зрителю свое мнение о том или ином произведении считаю не целесообразным; коротко объяснить особенности техники, стиля и других особенностей литографии, представленной на выставке, в  короткой статье не возможно. Посему, всех, кого интересуют подробности, я отсылаю к серьезной литературе по обсуждаемому вопросу. Фамилии художников и литографов, время издания произведений представленных на выставке вы найдете в каталоге.

  Штеренгарц Р.Я., профессор,
Член Ассоциации искусствоведов.