«Греческий культурный центр представляет:" Прекрасное не требует доказательств" Вольтер»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
7 Апрель (пн)
Дата закрытия: 
7 Апрель (пн)

Выставка  Ангелы Пишара и Катерины Фукара.
 
В последнее время мы все чаще становимся свидетелями и даже участниками сближения русского и греческого миров. Особенно радостным для эллинов и филэллинов стало открытие Греческого Центра в Москве, благодаря которому появилась возможность организации различных мероприятий на пути этого сближения. Насколько важной и востребованной является его деятельность - доказывает замечательная выставка живописных работ, посвященных острову райской красоты – Кипру, которая проходит в рамках деятельности Греческого Центра. Ее участницы – молодые художницы: Катерина Фукара и Ангела Пишара, студентки МГАХИ им. В.И. Сурикова, и Елена …, учившаяся на Кипре. Их работы весьма разнообразны: это и этюдные пейзажи, выполненные во время летней практики, и портреты близких людей, и натюрморты, и копии древних мозаик, и жанровые композиции. Но тема одна – Кипр, во всем многообразии его культуры и природы. За исключением, конечно, нескольких композиций с московским метро, выполненных Ангелой. Но этот контраст лишь еще раз подчеркивает своеобразие греческого мира.   
Теперь уже не удивишь московского жителя новыми фотографиями или сувенирами с Кипра. Первые путешественники нашего времени уже давно открыли для любителей природы и искусства красоту этого удивительного места. Но от потока обильной информации не снижается интерес, напротив – возникает желание увидеть не просто поверхностное и случайно схваченное фотоаппаратом наблюдение, а открыть нечто сокровенное, настоящую и малоизвестную жизнь острова. В этом смысле, работы Ангелы и Катерины представляют для нас уникальную возможность взглянуть на солнечный Кипр через яркие живописные полотна, согретые любовью и к Родине, и к творчеству. Творчеству не только своему, но и своих родителей, друзей и даже далеких предков.
Интересно, например, обращение Ангелы и Катерины к грекоримскому наследию Кипра. Весьма трудоемкой работой явилась совместно выполненная копия мозаики с аллегорией Зимы (г. Пафос). Это мифическое существо в виде мужской фигуры, с головы которого низвергаются потоки обильных вод, что в прямом смысле характерно для зимнего времени во всех южных краях. Создание мозаичной копии несет в себе массу трудностей, начиная даже с тех, что материалы подбирались и привозились в Москву частично с самого Кипра. Но даже при всей точности подборки цветов и размеров тессер - основная сложность и цель копии не умаляется: ведь оригинал создавался в тот период, когда мифология была образом видения мира и его событий. В наше же время, когда миф - это лишь красивая сказка, живость и сочность ее претворения – задача весьма искусная. Конечно, зима повторяется каждый год даже и до ныне, но кто способен теперь с такой же ясностью представить себе ее аллегорически? Явно, что в данной копии присутствует ощущение особой струи спокойного мифического сознания,  которое с кипрской самобытностью воплощает себя в ярких и сочных формах.
На выставке представлены также копии фрагментов с изображениями птицы и рыбы, которые Ангела подготовила с большой тщательностью и аккуратностью. Цветовая гамма построена на естественных цветах и сближенных тонах, благодаря чему образы обретают естественную простоту. Ту простоту, которая органично связывает их с реальностью природного мира.
Среди многочисленных этюдов есть несколько видов пещерного монастыря св. Неофита, который по преданию подвизался в этой местности, а в византийский период здесь были созданы храмы с росписями. Ангела и Катерина снова работали здесь вместе, буквально – плечом к плечу, этюдник к этюднику. Пространство пещерных храмов заключает в себе особый интерес и особую сложность для художника: здесь нет четких архитектурных границ и форм, через которые можно было бы передать перспективу, все как бы перетекает из одного в другое. Возникает задача передать глубину и объем исключительно за счет живописных средств: тона, цвета, резкости изображения, лишь в небольшой мере опираясь на рисунок. И хотя мы не найдем здесь точных копий росписей и буквальных подробностей интерьера, но работы дышат обаянием храмового пространства, его теплотой и близостью.
Большую часть работ обеих художниц составляют пейзажи: небольшие дома с уютными красными крышами, утопающие в вечнозеленых растениях, тихие дорожки, спускающиеся к морю и, наконец, само море, своей красотой заставляющее нас вспомнить миф о рождении Афродиты на Кипре. Цвета невероятно сочные, жизненные, напоенные солнечным светом и теплом. Если разобраться – то вся гамма построена лишь на нескольких основных оттенках (как и римские мозаики); некоторые работы – даже на соотношении двух цветов, но при этом нас не покидает ощущение богатства кипрской природы и архитектуры. Хочется отметить и творческую свободу, с которой Катерина и Ангела передают свое вдохновение и любовь к этим местам – через их работы это вдохновение касается и нас.
Только несколько этюдов несут мрачный смысл: Катерина изображает «мертвые города», которые опустели после печально известных событий 1974 года, когда турки оккупировали значительную часть острова. На границе между ними и киприотами  пролегла т.н. «зеленя зона». Дома здесь остались неразрушенными, как и в Помпее, но только трагедия этих мест звучит значительно более близко. Показательна в этом отношении и композиция Ангелы под названием «Горе», смысл который читается весьма прозрачно.
Картину кипрского мира дополняют колоритные натюрморты, постановку которых Ангела подготовила с творческой смелостью и воображением. Здесь мы найдем и разбитую амфору, будто бы поднятую со дна моря, и кальян, который на Востоке так любят раскуривать мужчины во время долгих вечерних встреч, и древнегреческую скульптурку, подобную танагрской и напоминающую античный миф и театр. Словом, каждый натюрморт – несет в себе определенный смысл, собранный из кусочков «мертвой» и живой природы, индивидуальное и завораживающее настроение, к которому хочется возвращаться вновь и вновь.
Очень чутки и интересны портреты людей, выполненные Катериной. Прежде всего, это портреты отца и матери, которые были первыми наставниками и живыми примерами на творческом пути Катерины. Оба они также художники и им тем более было приятно получить в дар благодарность дочери, выраженную и преподнесенную таким образом. Неслучайными оказываются любые предметы, включенные в поле нашего внимания: каждый из них по-своему характеризует и раскрывает внутренний мир этих людей, подчеркивают характер, как, например, тонкая и нежная лилия на портрете матери, или род занятий – морские и рыболовные предметы на портрете отца. При этом, нет навязчивости или скрупулезного перечисления деталей – каждая подробность взвешена и звучит отточено и символично, превращая простой портрет в нечто большее, чем зеркало внешности и внешнего.
Два этих портрета открывают целую серию, можно сказать, галерею образов, которые собирает Катерина. Вот, например, портрет сестры: девушка, будучи по профессии историком и археологом, самозабвенно  погружена в чтение книги и, кажется, не замечает никого и ничего вокруг себя. Или портрет молодого человека с гитарой, взгляд которого отрешен от зрителя и летит вслед за музыкальной нотой или красивой мыслью. И многие, многие другие люди предстают перед нами в богатстве психологических типов и человеческих наблюдений.
Так, мы даже на основе сравнительно небольшого количества работ – погружаемся в многогранный кипрский мир. Здесь можно проследить несколько тем и линий. Например, историческая канва связывает несколько эпох – от грекоримского и византийского периода до наших дней. Очевиден и богатейший культурологический аспект: здесь есть отголоски самых различных видов искусства – от архитектуры, живописи и скульптуры до театра и музыки. И, конечно, люди – живые образы прошедшей истории и влекущего настоящего. Весь этот мир хотя и бесконечно разнообразен, но он же и целостнен. Знакомству же с ним мы обязаны творчеству замечательных художниц, их живой кисти, смелости и культуре художественного видения.
 
 
Текст подготовила Тарханова Светлана,
искусствовед, художник-реставратор
 
 
 
 
 
 
                                                  Ангела Пишара
 
 
Родилась 1 февраля 1983 года в городе Никосия  республика  Кипр.
С 1997г. - Училась у Йота  Иоанну. Кипр
С 1999г. - Училась у Риноса Стефании и Сузан Варгас  . Кипр
С 2000г. –Училась на подготовительном факультете МГАХИ им. В.И. Сурикова
 С 2001г. – Учится в МГАХИ им. В.И. Сурикова
С 2003г. – Учится в мастерской профессора Максимова Е.Н.
 
 
 
                                                Основные Выставки
 
1998г. – молодёжная выставка в галерее ‘ киклос’ Кипр, Пафос
2004г. - молодёжная выставка МОСХ  России. Россия, Москва
2004г. – Выставка Монументальной мастерской профессора Максимова Е.Н . Россия, Москва
2005г. – Выставка в Доме Национальностей . Россия, Москва
2005г. -  молодёжная выставка “золотая  кисть”  . Россия, Москва
2005г. - молодёжная выставка “фестос” . Россия, Москва
2005г. - молодёжная выставка МОСХ  России. Россия, Москва
2006г.-   молодёжная выставка “золотая  кисть”  . Россия, Москва
2006г. - молодёжная выставка МОСХ  России. Россия, Москва
2007г. – Всероссийская молодёжная выставка. Россия, Москва
 
 
 
 
Работы находятся в частных коллекциях Кипра и России .
В 2005 была награждена золотой медалью за малый диплом.
 
 
 
 
 
 
Елена Глар - резюме
По Вашей просьбе высылаю Вам информацию о моей творческой деятельности:
 
1992-1996  Городская Художественная Школа № 1 г. Сургута им. Л.А. Горда (диплом с отличием, стипендиат премии им. Знаменского)
1995 – Лучшая конкурсная работа проекта под руководством известного московского художника Н. Марковой
1995 – Призовое место в международном конкурсе «Семья», проходившем в Японии. Работа Елены «Мы всегда вместе» вошла в каталог работ, собранных из 10 000 рисунков, составляющих коллекцию галереи «Дети Земли» (Япония). Работа экспонировалась во многих странах, а так же в музее имени А.С. Пушкина в Москве.
1996 - Юбилейная выставка Художественной Школы № 1 г. Сургута им. Л.А. Горда
1997 – Призер конкурса настенной живописи, организованного Комитетом Молодежи Администрации г. Сургута
1998 – Выставка гобеленов Сургутского Краеведческого музея, представлена дипломная работа в технике гобелена
2004 – 2005 Аспирантура по специальности Живопись (Postgraduate course), Колледж Искусств Кипра (Cyprus College of Art in Association with Bradford University), Лимассол, Кипр
2004 – Групповая выставка “30x45”, Art Touch Gallery, Лимассол, Кипр
2004 - Выставка Колледжа Искусств Кипра, Limassol Studious, Лимассол, Кипр
2005 – Групповая  выставка, Art Touch Gallery, Лимассол, Кипр
2005 – Финальная выставка работ дипломного проекта, Limassol Studious, Лимассол, Кипр
 
 
 
 
 
Список работ (на настоящий момент, будут еще несколько, которые еще не готовы)
 
00382 – -------, масло , 2005
00562 - --------, масло, 2005
00563 – «Поле на улице Рузвельта», масло, 2005
00957- «Старый порт, Лимассол», масло, 2006 (эта работа не будет представлена на выставке, она уже в частной коллекции в Салониках, но мне бы хотелось ее включить в каталог, думаю можно указать и владельца картины)
01304- «Ларнака», пастель, 2007
01307 – «д. Пахна, Кипр», масло, 2005
–        «Закаки, Лимассол», масло, 2007 (она еще не закончена, но я ее уже показывала Олегу Петровичу Федорову – и он одобрил ее)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                    Катерина Фукара
 
 
 
Родилась 29 февраля 1984 года в городе Пафос  республика  Кипр.
С детства занимается живописью под руководством  родителей ,которые закончили МГАХИ им. В.И. Сурикова .
С 1999г. - Училась у Риноса Стефании и Сузан Варгас  . Кипр
 С 2001г. – Учится в МГАХИ им. В.И. Сурикова
С 2003г. – Учится в мастерской профессора Максимова Е.Н.
 
 
 
                                                Основные Выставки
 
1998г. – молодёжная выставка в галерее ‘ киклос’ Кипр, Пафос
2004г. - молодёжная выставка МОСХ  России. Россия, Москва
2004г. – Выставка Монументальной мастерской профессора Максимова Е.Н . Россия, Москва
2005г. – Выставка в Доме Национальностей . Россия, Москва
2005г. -  молодёжная выставка “золотая  кисть”  . Россия, Москва
2005г. - молодёжная выставка “фестос” . Россия, Москва
2005г. - молодёжная выставка МОСХ  России. Россия, Москва
2006г.-   молодёжная выставка “золотая  кисть”  . Россия, Москва
2006г. - молодёжная выставка МОСХ  России. Россия, Москва
 
 
 
Работы находятся в частных коллекциях Кипра и России.
В 2006 заняла первое место на  молодёжной  выставке  МОСХ  России.
 
 
 
Я благодарен за предоставленную мне возможность представить Елену Глар, а так же, то вдохновляющие особенности ее творчества, представленные  в ее работах, не только как художник, но и как один из тех, кто жил и работал в одной мастерской с Еленой в Колледже Искусств Кипра.
Фантастически разнообразные с одной стороны, работы Глар являются ярким примером сильной способности ощущения восприятия цвета; ее палитра вносит жизнь в обычно дремлющее состояние неживых предметов. Выбор композиционной эстетики предлагает зрителю огромное разнообразие линий, форм, сочетаний света и тени. На мой взгляд, подобный современный подход к  воплощению цветовых пятен, полутонов и теневых форм в каждой роботе Елены – это интеграция навыков, выраженного мастерства владения кистью и дисциплины. Возможно, ее особое внимание к линии - является именно тем, что лучше всего передает ощущение и саму атмосферу каждого изображения. Мне так же хотелось бы отметить,  что сам стиль интерпретации, представленный в работах Елены Глар, заставляет аудиторию ощутить свое собственное присутствие в том самом промежутке времени и месте.

Вместе с Еленой мне доводилось участвовать в дискуссиях о роли искусства в обществе и его значении в развитии культуры среди одной из уникальных групп художников на Кипре, что сформировало мое мнение о том, что сама личность Елены  продолжается в ее работах. И тот охват, с которым она создает свои творческие образы, исходит из внутренней движущей силы ее личности.
 
Энтони Хайнц Мей
Независимый художник
Орегон, США
 
 
 
 
Я познакомился с Еленой Глар во время ее заключительной стадии приготовления к защите дипломного проекта на Кипре,  и был поражен разнообразием стилей и техник исполнения, которые она использовала в своих работах. На меня так же произвел впечатление ее серьезный подход выставке.  Я сразу же понял, что передо мной особый талант, и мы стали хорошими друзьями, поддерживая контакт и по сей день.
 
Для меня, как для пейзажиста, особый интерес представляют ее работы именно в этой области. В них присутствует сглаженность, последовательность и четкость в манере письма, наряду с врожденным, на мой взгляд, чувством пространства и света.
 
Я желаю Елене успеха в проведении этой выставки и жалею о том, что мне лично не представилась такая возможность присутствовать на ней.
 
Николас Е. Досон
Художник
Преподаватель Искусства Школы  Нортландз,
Питси, Эссекс, Великобритания
 
 
 
 
 
Характер цветовой гаммы и манера живописи, которые Елена использует в своих Средиземноморских пейзажах, предлагают зрителю мгновенно перенестись в некий мир грез. Поражает и способность Елены насыщать свои полотна светом. На мой взгляд, она не пытается идеализировать то излучающее волшебство Средиземноморского ландшафта, а лишь передает свои собственные ощущения от природного разнообразия Греции и Кипра. Будучи коренным жителем Средиземноморья, я лишь могу полностью согласиться с Еленой! И хочу искренне пожелать ей успехов в ее дальнейшем творчестве.
 
Панайотис Пападаниил
Управляющий Директор рекламно-издательской компании SYLLIPSIS Ltd.
Греция