«К.Г.Паустовский и И.А.Бунин»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
20 июня (ср)
Дата закрытия: 
4 июля (ср)

ВЫСТАВКА


«К. Г. ПАУСТОВСКИЙ И  И. А. БУНИН»

Иван Алексеевич Бунин сыграл символическую роль в творческой судьбе Константина Георгиевича Паустовского. Поиску этих, глубоких символических связей посвящена выставка.
В 1916-1917-е гг. Константин Паустовский был молодым автором,  писал стихи, и чувствовал в себе большую склонность к поэзии. Он решается послать подборку своих стихотворений на отзыв Бунину. Через некоторое время он получает от признанного писателя открытку. «Вы живете напетым со стороны», - пишет Бунин, и советует начинающему литератору обратиться к прозе.
Короткая рецензия Бунина в литературной судьбе Паустовского обернулась настоящим пророчеством. Открытка стала импульсом к творческому самоопределению Константина Паустовского. Он прославится как прозаик, но привнесет в прозу ту тонкую лиричность и музыкальность, которые свойственны поэзии.
В жизни Паустовский встретит Бунина всего два раза, но, ни диалога  между ними, ни, тем более, упоминания о когда-то посланных стихах и отзыве на них, не состоится. Первая встреча произошла вскоре после отправленного Бунину письма. Это была «Лекция о русском писателе» в Москве, в которой принимал участие И. Бунин, наряду с А. Ахматовой, В. Шмелевым, А. Серафимовичем и другими.
Вторая встреча состоялась в 1919 году, в Одессе. Тогда Паустовский сотрудничал с одной из газет и «однажды в редакцию пришел Бунин». Паустовский «не решился даже слова вымолвить при нем и только изредка взглядывал на него, боясь встретиться с ним глазами».
В 1947 году на адрес журнала «Вокруг света» придет открытка из Парижа от Ивана Бунина - отзыв на опубликованный там рассказ Паустовского «Корчма на Брагинке».  Послание было обращено к Паустовскому, но поскольку адреса его Бунин не знал, то обратился в редакцию. Так через 30 лет после первого напутственного слова для неизвестного молодого поэта, Бунин признает его «собратом», то есть равным себе. И это подчеркивает тот легкий и доброжелательный тон, с которым он говорит и прощается.
Много строк у К. Г. Паустовского будет посвящено И. А. Бунину. Он цитирует любимого писателя в «Дыме отечества», «Живом и мертвом слове», «Амфоре»,  напишет о нем в  «Повести о жизни» и «Золотой розе».
Имя Бунина было возвращено русской литературе уже после второго съезда советских писателей в 1954 году. Было подготовлено его собрание сочинений, вступительную статью к которому написал Паустовский. В 1960 году состоялся памятный вечер, посвященный Бунину, где Константин Георгиевич держал слово о писателе, так значительно повлиявшем на его собственную судьбу.
В 1962 году Паустовский оказавшись за границей, побывал в Грассе,  где подолгу жил Бунин, и на кладбище  Сент-Женевьев-де-Буа в Париже, где он был похоронен в числе многих русских эмигрантов.
Если вглядеться в творчество и Бунина и Паустовского, то можно найти много общего. Итоговой книгой того и другого стали повести, в большой степени автобиографичные и где в наивысшей степени проявился талант писателей. У Бунина это «Жизнь Арсеньева», у Паустовского -  «Повесть о жизни».
Еще одна сторона художественного творчества, которая объединяет Паустовского и Бунина – новеллистика. Как известно, Бунин уже современниками считался непревзойденным новеллистом. Паустовский, в свою очередь, добился в этом жанре высокого мастерства. Такие произведения, как «Снег», «Дождливый рассвет», «Телеграмма» стали неповторимыми образцами русской новеллы.
На примере К. Г. Паустовского и И. А. Бунина мы видим особую мудрость преемственности в русской литературе. Паустовский и Бунин – писатели разных поколений. Бунина хочется отнести к классической школе века ХIХ-го, он выступает как наследник литературной традиции. Паустовский, пройдя через увлечение литературными веяниями, которые принесло ХХ столетие,  преодолевает их в своем творчестве, оставив все лучшее, что способны дать они, в языке. Он приходит к такой же кристально чистой, лирично-музыкальной прозе, которая с самого начала отличала Ивана Бунина от многих писателей. Здесь нельзя не вспомнить о той высокой цене простоты в прозе, о которой говорил еще Гоголь.
Материалы выставки помогают раскрыть те грани творчества и судьбы К. Г. Паустовского и И. А. Бунина, которые сошлись в одной плоскости и оставили русской культуре бесценное литературное наследие.