«Клуб любителей графики представляет выставку:"Мир божий глазами женщин"»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
7 Апрель (пн)
Дата закрытия: 
7 Апрель (пн)

    Творчество  женщин – художников, представлено на выставке, которая состоится в ГБУК г.Москвы «ВЗ «Ходынка» 01.06.- 12.06.2011 года.  Это выставка известных графиков, много работающих в гравюре на металле. Они занимают заметное место в  российском искусстве. Их дарование оформилось и  развивалось еще в Советском Союзе в период, прославленный высокими образцами малой и станковой графики. Их предшественниками,  учителями и образцами были выдающиеся графики России и Европы.
      Металлическая доска, с которой разговаривает, с инструментом в руке, художница, замирает в ожидании. Только она знает, что будет сегодня на ней. Только она чувствует  её, художницы, настроение. Настроение своей хозяйки.
      Всегда.… Почти всегда можно определить, кто автор гравюры – мужчина или женщина. Ошибки бывают редко. Женщина художник – это отдельный, наполненный эмоциями, чувствами…  мир. И, именно о нём наши героини и молчат. Почему? Почему не рассказывают о своих видениях образов – ведь нам так интересно. Почему не сплетничают о запахе кислоты и краски на своей коже вместо духов. Почему не жалуются никому, как тяжел их труд, что их мобильный телефон весь в черных пятнах краски и лака - и его стыдно доставать при людях. Сколько секретов хранят эти испачканные волосы и въевшаяся краска под ногтями.
      Давайте посмотрим на их гравюры и сами попробуем о них рассказать. И это будут не наши фантазии – это будет увиденное чудо на выставке. Мы попробуем открыть ее тайну. Потому что женщина художник сама о себе никогда не откроет тайну. Никогда. Уж мне поверьте. Может рассказать о чём угодно – даже о своих фобиях и о  том, как её не любил отец.…  А о том, как она рисует, готовит «доску», гравирует, травит -  творит... Никогда. Я имею в  виду – правду. На выставке представлены работы – они расскажут вам всю правду.
                  Большинство доисторических художников были женщинами!  Исследовав по отпечаткам ладоней половую принадлежность                   авторов наскальных рисунков в европейских пещерах,  американский археолог пришел к выводу, что в большинстве они   были женщинами.
      В отличие от живописи последних двух тысячелетий, наиболее                   выдающиеся создатели, которой являлись мужчинами,                   доисторические наскальные рисунки - дело рук женщин,                   утверждает археолог Дин Сноу из университета Пенсильвании.
     Ученый исследовал "подписи" древнейших художников - отпечатки                   рук, которые те оставляли возле своих произведений во                  французской пещере Pech Merle (рисунки в ней датируются                   периодом от 25 до 16 тысяч лет назад), испанской Cuevas de El  Castillo (отпечаткам ладоней в ней - 28 тысяч лет) и ряда  других.  Для исследования Сноу снял точные размеры кистей рук у                   множества европейцев, чтобы выявить закономерности в                   пропорциях пальцев у мужчин и женщин. "Наши руки - одна из                   особенностей, делающая нас уникальными. И это нечто,                   соединяющее всех нас", - заявил ученый.          Анализ этих же параметров у отпечатков каменного века привёл  исследователя к выводу, что большинство из них принадлежат     женщинам.
       "Мы не знаем, какова была роль художников в обществе Верхнего                   палеолита (от 50 тысяч до 10 тысяч лет назад) в целом, -                   сказал исследователь. - Но это шаг вперёд, который говорит,                   что подавляющее большинство из них составляли женщины".
      Интересные исследования, но думаю это закономерно ведь женщины                   в основном сидели дома, создавая уют и занимаясь детьми, а                   мужчины были охотниками, им не до рисунков было после тяжести                   охоты. Ну а потом чуть ближе к нашему периоду мужчины стали                   более свободными, более образованными, чем женщины и взяли кисти в руки.
     Я проанализировал, каков процент женщин – художниц был с  1 до 19 веков после рождества Христова. Женщин -  художников, в разное время было от 0,1 до 4,0 %. Пропуская целый век, скажу, что в 20 - ом веке количество женщин, занимающихся изобразительным искусством, угрожающе быстро нарастало.  В 21 веке их уже более 60%, а среди художников – графиков этот процент достиг 67%. При этом большинство из них талантливы, а среди этих талантов наши экспоненты истинные бриллианты.
     На выставке представлены гравюры четырех художников:        Булановой Евдокии,  Галактионовой Татьяны, Казаковой Веры, Лазаревой Марины. Они все занимаются гравюрой на  металле (офорт, сухая игла, меццо-тинто …). Они очень разные по технике, но по восприятию и отражению Мира Божьего, в них много общего - это делает  правомерным, в короткой статье, говорить о них, как одном типе художника  с очень похожим отношением, как мне кажется, к своему призванию, к искусству и к жизни в целом.
    И им, художникам нынешнего дня, свойствен высокий и  редкий дар увидеть, обобщить и свести всю многообразную красоту и пестроту художественных впечатлений к наиболее характерному в явлениях, отобрать и синтезировать это характерное, сохранив в своей работе живую непосредственность собственных чувств и поэтичность.
    В их работах вы увидите и уверенное, смелое движение кисти руки, резца, иглы, качалки или другого инструмента гравера, и остроту видения, и окончательную определенность суждения о предмете, пейзаже или человеке, об их пластической форме и состоянии. Но вместе с тем в гармонической мягкости отношений света и тени,  выборе гаммы чуть приглушенных тонов и плавных ритмов ощущается некоторая внутренняя осторожность, не свойственная мужчинам. Пожалуй, ощущается некоторое колебание – стремление сохранить чувство меры, отстоять свой характер в столкновении с  ярким миром природы, архитектурного пейзажа, с миром безмерных и зачастую трагических контрастов.
    Существенной проблемой для каждого ищущего художника, является отношения к пространству. Представленные вашему вниманию художники ясно формулируют точное представление о таком членении пространства рисунка, когда утверждается реальная двухмерность плоскости листа и реализуется обособленное существование образа, в котором ощущается, подспудно живет реальное трехмерное пространство, составляющее среду существования как модели (пейзажа, натюрморта, человека…), так и художника, и зрителя. Единство и противоположность пространства изображения и пространства изображаемого являются основным узлом композиционного решения рисунка художниц.
    С годами приходят новые открытия, нет места усталости, нет пауз, остановки в пути.     У каждой из представленных на выставке художниц есть своя стилевая система, но отнюдь не происходит превращения ее в тесную норму, нет повторения пройденного.    Техника гравирования варьирует, меняется в зависимости от поставленных творческих задач, постоянно обновляется в поисках максимальной выразительности.            У художниц зоркий взгляд, способный встретить все – и солнце и непогоду.… Наша современная действительность, пейзажи природные и архитектурные, цветы и люди, увиденные добрым взглядом, предстают перед нами в графических произведениях этих талантливых, я бы даже сказал, выдающихся художниц.
    В образах, представленных на выставке художниц, ясно читается интеллект, широкий кругозор, способность к образному и рациональному мышлению. Отсюда протягивается нить интереса к природе, к людям, их внутреннему миру, а также к изменчивому разнообразию временных состояний, окружающего их мира. Без такого живого интереса к окружающему миру не может появиться, произведения интересного зрителю…
     Проделан трудный путь восхождения. Они были ученицами, стали великолепными зрелыми  художницами, полными сил, надежд, мне даже кажется, и молодого задора.
    Эта выставка очередной рубеж, на предстоящем еще долгом творческом пути, для Галактионовой, Казаковой и Лазаревой. Можно на мгновение остановиться, поглядеть назад, на преодоленный крутой подъем. Казалось бы, достигнуто многое, но еще больше будет удач и достижений в последующие годы. Начинается новый отсчет времени. Казалось – вот достигнута вершина! На самом деле ясно: дорога у них идет вверх, вперед, и она круче и труднее, чем пройденный путь. Мы верим, и они должны поверить, что эта дорога будет радостной, счастливой, с необходимой удачей и, конечно, с новыми выставками, которые доставят удовольствие и Творцам, и зрителям.
 
 
Штеренгарц  Р.Я., профессор,
Член Ассоциации Искусствоведов (АИС)