«МЕДИТАТИВНАЯ АБСТРАКЦИЯ И ФИГУРАТИВНАЯ МЕДИТАЦИЯ ОЛЬГИ ГЕРЫ»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
7 Апрель (пн)
Дата закрытия: 
7 Апрель (пн)

МЕДИТАТИВНАЯ  АБСТРАКЦИЯ И ФИГУРАТИВНАЯ МЕДИТАЦИЯ ОЛЬГИ  ГЕРЫ
 
     Начиная вглядываться в полотна Ольги Геры (Герасимовой), рискуешь получить мгновенный чувственный шок: так ярки цветовые пятна, резки контрасты, выпуклы формы предметов, осязательна фактура, откровенны орнаментальные решения. У зрителя активизируются зрение, слух, обоняние, тактильные и даже – при созерцании сочащихся нектаром плодов – вкусовые ощущения. Первозданная энергетика явленного мира – зверей, птиц, растений, облаков, камней, городов, улиц, домов, комнат, тканей и т.п. – как будто выходит из границ, определенных физико-химическими законами, и начинает непосредственно переливаться в глаза и души тех, кто остановился перед этими удивительными картинами.
     Однако для внимательного и вдумчивого зрителя это только первый уровень постижения искусства художницы. За изысканными или нарочито небрежными контурами, приглушенными или кричащими красками скрывается особенное духовно-философское видение мира, с одной стороны – очень современное, с другой – опирающееся на тысячелетние традиции человеческих исканий Высшего:
                 У меня есть цветы в рукавах.
                 Есть на небе светящийся мост
                 Между светлых сухих берегов.
                 Над мостом есть светящийся крест.
                 Над мостом есть луна в облаках.
                 На волнах есть расплавленный воск.
                 Можно плыть и смотреть далеко,
                 Будет видно печаль этих мест.
                 Остывает прохладный туман,
                 Замерзает на каплях рябин,
                 Закрадется в поникший бутон,
                 Вопрошая: зачем тебе дни?
     Стихи – еще одна, хотя и не главная, грань таланта Ольги   Геры, оттеняющая и проясняющая основное – художественное – дарование. Как и в живописи, здесь под зримыми, выпуклыми приметами и предметами эмпирической реальности ощутимо экзистенциальное искание смысла человеческого существования. Порой кажется, что наиболее важный мотив поэзии Ольги Геры – резкое, как северный ветер, одиночество:
                  В слепой неизвестности,
                  И не у места,
                  И не невеста,
                  Брожу по лесу я.
Но невозможно быть одиноким человеку, умеющему «отдаваться поднебесью», растворяться в «лесной благодати», «ставить Африку в стаканы», и не одну «Африку», – также «Мексику», «Австралию». Как манифест, звучат строки:
                  Я – бесконечность из точек,
                  Из почек на тонких побегах.
В самом деле, из «портретов» цветов – любимого жанра художницы – глядит на нас, помимо хрупкой недолговечности роз, ромашек, васильков, тюльпанов и астр, – самая настоящая бесконечность.
     Цветы Ольги Геры, как полноценные живые существа, смеются и плачут, задумываются и беспечно мечтают, молчат и рассказывают о главном. Это главное – жизнь, жизнь личности, которую художница прозревает за, казалось бы, очевидной видовой заурядностью цветка, за природной закономерностью растительного мира. Живая душа цветка или фрукта, мастерски переданная художественными средствами, – вот подлинное открытие Ольги Геры. У каждого из ее цветов есть особенное выражение «лица», каждому присущ собственный, непохожий на других, наклон головки, передающий неповторимое настроение, более того – у этих цветов есть жесты: листья, веточки, прожилки, лепестки изогнуты неподражаемым образом, в их движениях – душа и судьба живых индивидуальностей
  Весь цветочно-растительный цикл Ольги Геры рассчитан на весьма сложное, поистине амбивалентное, впечатление. Действительно,
трогательная тихая прелесть незабудок или яркая чувственная агрессия астр, возбуждающие в зрителе восторг перед чудом живой жизни, живой природы в ее самых вершинных проявлениях, сочетаются с острым, тонким чувством близкой потери и расставания, вызванным мыслью об эфемерности этой красоты, скорой и неизбежной гибели этих прекрасных знакомцев. Так рождается прикровенный, но, тем не менее, отчетливый, трагизм восприятия картин художницы, трагизм, свойственный на земле всякому подлинному, глубокому искусству.
     Впечатляет диапазон творчества Ольги Геры: помимо уже названного направления («портретов» фруктов и цветов), это и чистая абстракция, и фигуративное искусство, и этнический натюрморт. Все эти линии развиваются одновременно, пересекаясь и обогащая друг друга, с перерывами, ретардациями, вариациями. Особенность художницы в том, что ее творческий путь невозможно разделить на четкие периоды, непроницаемо отделенные друг от друга. Ольга Герасимова движется как бы «сразу вся», целым потоком своей многогранной, переливчатой творческой силы. В этом – и радость, и трудность ее восприятия.
     В зале полотен Геры поначалу чувствуешь себя попавшим под водопад, брызги которого разлетаются над твоей головой сотней сверкающих всеми цветами радуги капель. И только «отряхнувшись», медленно вглядевшись в ту или иную ее работу, открываешь в себе (конечно, с помощью виртуозного мастерства автора) новое, «умытое», зрение, способное сопереживать георгину и дыне, сливаться с дождем и с полднем, вселяться в зебру и морскую волну...
     Безусловно, персональная выставка картин Ольги Герасимовой в московской галерее «Ходынка» – событие в художественной жизни столицы. Хочется выразить благодарность директору галереи О.П. Федорову  за предоставленную возможность еще раз приобщиться к творчеству замечательной художницы.
О. Богданова
культуролог, кандидат филологических наук