«Осенняя выставка Московского общества медальеров»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
7 Апрель (пн)
Дата закрытия: 
7 Апрель (пн)

Медальерное искусство
 
От франц. medailleur - медальер) - особая область мелкой пластики, искусство изготовления монет и медалей. В качестве материала в медальерном искусстве используются металлы (медь, золото, серебро и др.), которые благодаря их достаточной прочности и пластичности позволяют добиться четкости мелкофигурных изображений. В отличие от других пластических искусств для медальерного характерна устойчивость композиционных приемов, что связано с необходимостью вписать изображение в заданную форму (главным образом круг) и добиться органичного сочетания изображений с надписями. Здесь довольно широко применяются эмблемы, символы, аллегории. Художник-медальер стремится найти ясное, лаконичное и выразительное изображение.
Медальерное искусство возникло в Древней Греции на рубеже XVIII и XVII вв. до н. э., когда и появились первые монеты. Для их изготовления использовалась чеканка при помощи штемпелей с гравированными углубленными негативными (т. е. зеркальными) изображениями; иногда применялось литье в глиняных или гипсовых формах. Самые ранние монеты были небольшими и односторонними, с лаконичным изображением головы божества или фигурки животного и орнаментом. Постепенно им на смену пришли более крупные в диаметре монеты с двухсторонними многофигурными композициями на мифологические темы. Позднее на лицевой стороне монет появляются портреты правителей в обрамлении надписей.
На рубеже XIV и XV вв. в Италии появляются первые МЕДАЛИ - памятные знаки, не имеющие покупательной силы. Они чеканились в честь памятных исторических событий, побед, а также в память прославленных правителей и полководцев. Уже тогда медаль приобретает функции исторического памятника и выпуск медалей, как и монет, становится государственной монополией.

В России второй половины XVIII века медаль становится наглядным средством демонстрации успехов и побед России, проводником государственной идеологии. Годы правления Екатерины II уникальны в плане отражения в медальерном искусстве ее внутренней и внешней политики, создания серий медалей по интерпретации истории России.
Во второй половине XVIII века неизмеримо расширились сюжеты всех видов медалей, как памятных, так и наградных и персональных. О популярности медальерного искусства в это время свидетельствует факт широкого проникновения медали в культуру и быт России, медали включаются в декор памятников прикладного искусства: табакерок, кубков, стоп, подносов; медали повторяются в изделиях русских косторезов и т. д.
 
В России первые медали появились в Петровскую эпоху и были посвящены военным победам Русского государства. Своего расцвета русское медальерное искусство достигает во второй половине XVIII - начале XIX в., в эпоху классицизма (медальеры Ф. П. Толстой, А. А. Клепиков, П. П. Уткин и др.).