«Прекрасных линий поворот»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
7 Апрель (пн)
Дата закрытия: 
7 Апрель (пн)

Выставочный зал «Ходынка»
Выставка графики, живописи, скульптуры
«Прекрасных линий поворот»
 
Прекрасных линий поворот,            Прелестниц чудных приворот       
                                                                                                                            Тебя закрутит омут жадный
                                                                                                                            Возьмет в  полон отрадный....
А.Затуринский, 2009 г.
 
Наскальные рисунки, сцены охоты с фигурами охотников, первые публичные графические изображения тела в истории культуры человечества со всем признаками этого жанра: реалистичность пропорций человеческого тела, характера движения, динамичности и функциональной выразительности поз персонажей, характера событий (в данном случае - охоты).
Дальнейшее развитие жанра произошло в период зарождения культуры земледелия, когда возникла потребность людей, зависевших от капризов природы, в создании ритуальных символов плодородия. И почти у всех народов этот символ был представлен в виде обнаженной женщины,
как правило, простых по форме, тучных и статичных. Кстати, и символические фигуры продолжения рода имели те же пластические формы. Им поклонялись, исполнялись ритуальные танцы, приносились жертвы.             -
Культура рисования обнаженного тела (в последующие эпохи в искусстве) исполнения фресок, скульптурных групп, икон, живописных светских произведений ,изображения библейских сцен, реальных событий, мифологических персонажей, полководцев, царствующих особ, государственных деятелей нашла свое воплощение в творениях таких великих художников и скульпторов как Фидий,Пракситель, Тициан и Рафаэль, А. Иванов («Явление Христа народу»), К.Брюллов («Последний день Помпеи»).
В искусстве нашей страны последних десятилетий яркими представителями этого жанра конечно же являются Дейнека, Конёнков, Эрзя, Вера Мухина и ряд других художников и скульпторов этой эпохи. Список мастеров, вскрывших тайну и притягательность изображения обнаженного тела на чувственное восприятие и осмысление сюжета и эстетическую выразительность своих произведений, начав, невозможно закончить...
Представленные на этой выставке произведения продолжают культурные традиции в нашем искусстве, обогатившись некоторым позитивным влиянием общемировых тенденций в изобразительном искусстве. Участие в выставке признанных мастеров нашей культуры --Заслуженных художников России Сергея Георгиевича Минасяна, Валерия Андреевича Рябовола, Андрея Борисовича Кноблока - определяют в большой степени значимость и неординарность экспозиции. Разнообразие видов и творческих подходов свидетельствует о неугасающем интересе художников к этому жанру. Например, работы Владимира Кирюхина, которые в виде графических зарисовок с легким юмором и некоторыми элементами шаржа показывают процесс работы художников с моделью. В крупноформатных работах на эту же тему Валерия Рябовола явно видно стремление мастера к станковой графике, точности изображения события, тонкой графической проработке, безупречной композиционной цельности и связности работ этого цикла.
В небольших по формату работах продолжает графическую технику наброска, эскиза Юрий Штейнгарц, где обнажённая модель предстаёт как хорошо им изученная форма бытования художника в этом жанре, который позволяет себе в маленьком наброске тонкую нюансировку пластики, передачи характера позы и движения. Лёгкая цветовая подложка сообщает рисункам еще большую камерность и художественную выразительность.
Графическая серия эскизов, этюдов Альфреда Затуринского, выполненная углем и тушью плакатным пером на грубой фактуре крафт-бумаги явно отражает стремление автора к монументальности, скульптурности, интерес к силуэту, выявлению особенностей модели.Особое место в экспозиции занимают графические листы (литографии) Дибира Израилова, которые своей чувственностью, фантазийностью, тонким прозрачным рисунком заставляют надолго остановиться и разгадывать его сложные смысловые посылы зрителю, задуматься о философском аспекте бытования объектов искусства в жизни людей.
 Живописный раздел экспозиции можно начать с произведений заслуженного художника России Минасяна Сергея Георгиевича, которые со своей «влажной» живописной техникой письма, прекрасно вылепленных фигурах купальщиц отражают в наиболее выразительной форме название и назначение этой выставки - «Прекрасных линий поворот». Бронзово-охристый колорит картин как никакой другой отражает теплоту и притягательность сюжетов; оптимистично и радостно настраивает благодарного зрителя.  Живописный цикл картин Виктора Долуды объединяет общность композиционного построения образно-цветовой и пластический язык коллажной «лоскутной» техники (пэтчворк) позитивно влияет на чувственные восприятие сюжета зрителем, эмоционально настраивает на некую включённость его в тему и манеру исполнения, показывает художника как яркую творческую индивидуальность. Лидия Калимулина прекрасно владеет техникой пастели, коварной и красивой, требующей большого вкуса и меры, что автор и демонстрирует в острых и вместе с тем тонких и сочных по цвету композициях. Экспрессия цвета, движения формы показывают творческую и жизненную  энергию художника.
Живописные работы Андрея Борисовича Кноблока можно выделить благодаря их особой пластической и цветовой организации, острой и экспрессивной ,современной по рисунку тонко отражающей  декоративность и красоту композиции.
Заслуженный художник России Кноблок Борис Георгиевич (1903-1984) представлен одной работой- большой эскиз театральной сцены, но работа  по своей художественной ценности в полной мере отражает стилевое и эстетическое кредо автора.
         Неожиданным и смелым ходом организаторов и руководства Выставочного зала
«Ходынка» оказалось включение в структуру экспозиции фотографий (светопись в переводе с греческого). Владимир Дмитриевский - известный кинорежиссер и кинооператор - представил фотографии  обнажённых моделей, которые тонко и изысканно решены как композиционно, так и |по тону и цвету, что определяет их точную и убедительную художественную ценность и органичную включённость в экспозицию.
Коллажи и монотипии Ирины Устиновой  неожиданны  по технике исполнения ,примененным материалом, активно формируют чувственное восприятие у зрителя , художественную и смысловую оценку работ –экспрессивных и тонких одновременно.
              Катерина Фёдорова и Вера Родина представили совместную работу, которую можно смело назвать скульптурой из текстиля. Объемные, реалистичные с лёгким юмором исполненные фигуры (очень точно угаданные по масштабу) позволяют варьировать их положения, что сообщает возможность декоративного и игрового включения в интерьер дома. Скульптурные  композиции Галины Чаяновой, выполненные  в технике папье-маше, которая имеет очень давние традиции. Художник использует эту технику для создания элегантных, тонких по рисунку и силуэту , выверенных по масштабу объемных фигур, способных украсить большой дом.
Оценивая выставку как значительное событие в культурной жизни Москвы, следует отметить эстетический вкус, смелость и активную художественную позицию организаторов выставки и руководства Выставочного зала «Ходынка», совместивших в одной экспозиции такие разные и интересные творческие личности.
Искусствовед Лебедева М.Е.