«Волшебство акварели»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
16 Январь (ср)
Дата закрытия: 
27 Январь (вс)

Выставка «Волшебство акварели»
Светланы Вечерской, выпускницы школы акварели С.Н.Андрияки

Сегодня, благодаря замечательным усилиям С.Н.Андрияки по популяризации акварельной живописи в его школе и академии акварели, а также на телевидении, интерес к акварели значительно возрос.
Многие увлекаются акварелью как хобби, но даже дилетанты, благодаря возможности учится у мастеров, выполняют работы высокого профессионального уровня. Смотря уроки акварели по телевидению или покупая диски с записями уроков С.Н.Андрияки, многие задаются вопросом «а смогу ли я так?». Будет ли также хорош результат, если взять в руки кисть взрослому, никогда до этого не занимавшемуся живописью? Скажем честно, получается лишь у тех, кто внимателен к живописной манере и к деталям рисунка. Методика обучения в школе акварели, предполагающая очень серьезную и кропотливую работу в техниках рисунка, гризайли и цветной акварели, работу в мастерских вместе с признанными художниками-педагогами, позволяет овладеть настоящим мастерством.
Акварель -  материал легкий и очень изменчивый. Прозрачность красок на белой бумаге создает неповторимые эффекты переменчивости, легкости и даже бесплотности. Но простота акварели не банальна. При кропотливой работе с этими прозрачными красками удается создать картины, удивительные по колориту и полные внутреннего света. Акварель «светится» и этим отличается от несколько более «глухого» масла. В то же время многократное нанесение слоев разных тонов позволяет создать тонкие переходы чистых цветов.
Именно многослойная акварель – техника, сочетающая в себе легкость и прозрачность, присущую водным краскам, с чистейшим насыщенным цветом, получаемым многократным нанесением слоев краски, позволяет получить художественные и вместе с тем реалистичные образы. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (определяющая роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерного для масляной поверхности). Отличаясь силой и чистотой тона, она по своим изобразительным возможностям часто превосходит несколько тяжеловесную и плотную живопись маслом.
К середине XIX века школы акварельной живописи появились практически во всех странах Европы, включая Россию. Развитие русской акварели в XIX веке связано с именами Ивана Раулова, Людвига Премацци, Платона Бориспольца, братьев Чернецовых. В 1839 г. группой русских художников был изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесённый императору Александру II во время посещения им Рима. Тогда же повсеместно распространилась техника плотного, многослойного рисования акварелью по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В России в этой манере работали Карл и Александр Брюлловы и А. А. Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к акварели обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель; продолжается расцвет английской школы А. (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др). Книжные иллюстрации эпохи модерна (начало ХХ века) принадлежат кисти Врубеля, Бенуа, Добужинского, Сомова, Билибина.
Выпускники школы С.Н. Андрияки пишут в академической манере, добиваясь максимального сходства изображения с натурой. Основное направление обучения в школе – натюрморт, но следуя за своим учителем, выпускники школы также увлеченно пишут цветы и пейзажи. Работы учеников С.Н. Андрияки объединяет чуткое исполнение техники многослойной акварельной живописи, требовательность к рисунку, стремление сохранить прозрачность и чистоту цвета. Даже используя стандартный акварельный набор, удается создать многообразие цветовой гаммы.
Светлана Вечерская родилась и работает в Москве. В недавнем прошлом она ученый-исследователь, кандидат химических наук и менеджер крупной компании. В 2012 году с отличием окончила школу акварели С.Н.Андрияки, занималась в мастерских С.Г.Чернышева и Ю.Б.Кокуевой. Выставка в зале «Ходынка» - вторая персональная выставка С.Вечерской. Первая выставка состоялась в 2012 году в Москве в выставочном зале «Богородское». Работы С.Вечерской представлены в пространстве Cult And Art (cultandart.com), находятся в частных коллекциях России, Швейцарии, Италии.
Экспозиция на «Ходынке» включает большую серию акварельных работ, а также несколько рисунков карандашном и гризайли. Тонкость и поэтичность рисунка, показанная в карандаше,  становится в дальнейшем важной основой для живописных работ. Гризайли необычайно хороши своим сходством со старым фото. При этом их сюжеты сродни традиционным европейским натюрмортам.
Акварельные натюрморты Светланы Вечерской радуют глаз милой пестротой осенних даров, сочными красками ярких плодов, собранных в осеннем саду. Художница передает в этих картинах тепло уходящего лета, светлую грусть золотой осени, чтобы сохранить их  в душе и в наших домах на время мрачной и холодной зимы.
Букеты цветов и осенних листьев – любимые темы художницы. Цветы – сами по себе отдельный прекрасный мир. Их не нужно приукрашивать, их нужно увидеть и почувствовать. Цветы написаны как в классической многослойной манере, так и в технике акварели «по сырому». Светлане Вечерской удается главное - передать с помощью чуткой акварели прекрасные сочетания форм и красок, созданные самой природой.
Акварель реалистична, и возможно, в наше время - время увлечения актуальным искусством - акварель может показаться несколько несовременной. Но красоте всегда есть место в мире человека. Настоящий профессионализм и красоту изображения невозможно недооценить. А тонкое чутье в подборе цвета, игра на контрастах – это то, что делает картины Светланы Вечерской достойными находиться среди самого притязательного окружения, будь то выставочный зал или современные интерьеры.