«ВЫСТАВКА ИТОГОВЫХ ПРОЕКТОВ И ФОТОСЕРИЙ КУРСА АНДРЕЯ РОГОЗИНА»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
22 октября (вт)
Дата закрытия: 
3 Ноябрь (вс)

24 октября, 18.00 - 20.00 - открытие

Выставка итоговых фотопроектов и фотосерий выпускников курса Андрея Рогозина "Мастерство документальной фотографии" набора 2012-13 гг.

Среди участников: Ольга Болтнева, Ирина Давыдова, Виктория Демидова, Татьяна Макеева, а также приглашенные авторы из числа учеников предыдущих наборов курса Андрея Рогозина с самостоятельными проектами.
Тех, кто не успеет на открытие, приглашаем 26 октября в 18.00 на открытую лекцию Андрея Рогозина о документальной фотографии. Она пройдет в рамках выставки.

ВИКТОРИЯ ДЕМИДОВА
Виктория Демидова родилась в Московской области. Закончила Московскую Коммерческую Академию, продолжила обучение в Российском экономическом университете им. Плеханова по специальности финансовое и банковское дело. Работает в инвестиционной банковской сфере.
Заинтересовалась документальной фотографией в 2011 году. Для нее фотография - визуальный способ общения с людьми, способ рассказать об их эмоциях и отношениях. Это субъективное высказывании о реальности, которое складывается в некое повествование. Фотография - опыт, с помощью которого можно описать и исследовать человека и его окружение.

ИРИНА ДАВЫДОВА
Родилась в Москве в 1986 году. Закончила Российский университет дружбы народов. Ирина: "Фотография для меня – это самоидентификация, способ мышления и осознания. Важным для меня в фотографии являются исследование и поиск ответов на вечные вопросы. Кто мы и что мы такое?"

ОЛЬГА БОЛТНЕВА
Ольга Болтнева родилась в 1982 году в небольшом городе Свердловской области. После окончания школы поступила в университет и уехала в Екатеринбург. Получив степень бакалавра и проработав 2 года в крупной компании, получила повышение по должности и переехала в Москву.
В Москве, оказавшись по сути одна и увидев другой темп жизни, где все постоянно куда-то спешат, и ни кому нет дела друг до друга, впервые в жизни почувствовала, что такое одиночество. Поддержку нашла в церкви, которая дала понимание, для чего мы живем. Так начались поиски и исследование добродетелей в современной жизни.
Первым большим проектом является проект «Больничные Клоуны», в рамках которого автор исследует необычную профессию. Больничный Клоун служит и помогает детям, отдавая им себя без остатка.

 

ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ

АНДРЕЯ РОГОЗИНА О ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ

26 октября, 18.00 - 20.00 в рамках выставки итоговых проектов и серий выпускников курса Андрея Рогозина "Мастерство документальной фотографии" набора 2012-13 гг. приглашаем на лекцию Андрея Рогозина о документальной фотографии.
Место проведения: Выставочный зал "На Ходынке". Вход свободный.

АНДРЕЙ РОГОЗИН:

"Как всегда, когда речь заходит о фотографии (а особенно об обучении фотографии), я резко становлюсь западником и славянофобом. Причин тому много, но основная состоит в том, что традиция преподавания фотографии в мировой практике на порядки более развита, чем в российской. Там системно учили фотографии последние 40-50 лет, если не больше, там наработан огромный практический опыт преподавания этой дисциплины, известны все ляпы, которые могут совершить студенты (хотя, ну… ну поят все - мы же верим в студентов и их креатив, не правда ли?), все типичные ошибки и затыки, все кризисы и этапы развития видения. Это с одной стороны. С другой - западная фотография гораздо разнообразнее, чем нынешняя российская. Мя, конечно, подтягиваемся и стараемся, растем над собой, у нас много талантливых авторов - но там незадавленные идеологией и массовой серостью ребята делали это последние стосемдесят лет без перерыва. так что у них как минимум есть чему поучиться. Соответственно, когда речь заходит о документальной фотографии, я тоже искренне уверен, что стоит прислушиваться к опыту западных коллег. Потому как опыт, построенный на социализме и худсоветах… вызывает у меня определенные сомнения. Соответственно, я честно могу сказать, что опираюсь на такие работы как: Kenneth Kobre - Photojournalism: Professionals' approach, Associated Press Guide to Photojournalism, Howard Chapnick - Truth Needs No Ally: Inside Photojournalism, David Hurn - On Being a Photographer: A Practical Guide. И, соответственно, все, что вы сегодня прочтете - это некий мой синтез, родившийся из этих (и многих других книг), а также результат анализа того, ка преподают фото-журналистику и документалистику на западе. Приверженцам особого русского пути в фотографии тоже советую прочитать - врага надо знать в лицо. 

Что такое фотожурналистика и чем она отличается от документальной фотографии.
Начнем с того, что есть принципиальнейшая разница между документальной фотографией вообще и фотожурналистикой в частности. Документальная фотография охватывает огромный спектр различных видов и типов съемки - от военной хроники до пейзажных проектов. Посмотрите на сайт агентства Магнум - в портфолио фотографов агентства вы увидите все, от постановочного портрета до съемок под бомбежкой в горячих токах; от пейзажных документальных проектов до острой социальной тематики; от исследования мира БДСМ-проституции до прекрасных мягкий романтических зарисовок о повседневной жизни. Все это - документальная фотография. Свидетельство жизни, моментальный срез времени-и-места, этакая дыра во времени и пространстве, которая позволяет в юбой момент взять и увидеть то, чего уже не существует. (эту мыль когда-то практически именно так сформулировал на одном из занятий один из моих любимых учителей - Вадим Пискарев, и с тех пор я нет-нет, да и возвращаюсь к той мысли как к одной из основ идентификации фотографии как вида искусства ). Документальная фотография может принимать любую форму: это может быть книга, выставка, проект в периодическом издании, мультимедийный проект, просто обложка журнала или иллюстрация к статье - документальная фотография существует в массе форм и обличий. Над документальным проектом можно работать день. Месяц. Год. Десятилетие. Ограничений нет. Фотожурналистика же - это совершенно конкретный вид прикладной фотографии, ограниченный форматом публикации, темпом устаревания новостей, конкретными запросами издательства и агентства. В фотожурналистике есть четко выделенные направления, каждое со своей практически железной логикой, четкими технологическими нормами, четким форматом работ. Фотожурналистика - это одна из областей документальной фотографии, приспособленная к нуждам издательств. Фотожурналистика - это работа. Документальная фотография - это способ восприятия мира.

Очень часто возникает вопрос "а зачем этому учиться?". Ответ и прост и сложен одновременно: учиться все равно придется. Просто учеба может быть более формальной или менее формальной. Есть люди, способные к самообучению. Они читают книги, изучают все доступные материалы, беседуют со старшими коллегам в неформальной обстановке. У них хватает силы воли и целеустремленности на то, чтобы ставить перед собой конкретные задания и выполнять их. Они настойчивы и готовы спокойно переносить все те шишки, которые они набьют на это довольно-таки тернистом пути. Что ж, таким людям формальное обучение в целом, конечно, ни к чему - однако, когда они попадают в реальный мир фотожурналистики, часто оказывается, что их знания и навыки имеют малую прикладную ценность, но, что грвздо хуже, обнаруживаются существенные провалы в самых базовых профессии, что делате карьеру весьма сложной. Не всегда, конечно - есть множество примеров таких талантливых самоучек, которые попадают в первые ряды талантливых фотожурналистов и добиваются поразительных успехов. Однако, как показывает практика, таких авторов все же меньшинство, в основном же подавляющая масса тех самых первых рядов - это авторы, прошедшие то или иное профильное формальное обучение. Само по себе обучение академического толка не содержит никаких супер-мега-секретов, которые нельзя было бы найти в книгах, это самоочевидный факт. Однако оно дает массу преимуществ: постоянную мотивацию к съемке (банальная сдача работы к дэдлайну), доступ "к телу" - общение с профессионалами, которые знают внутренности профессии и могут предупредить о каких-то подводных камнях, отработанную систему тренировки навыков, проверенную временем и результатами. В каком-то смысле, тут все похоже на спорт - конечно, можно добиться прекрасных результатов в фитнесе или бодибилдинге и самому, но с тренером получается как-то лучше, быстрее и потом меньше проблем со здоровьем. Хотя, конечно, ничего такого, о чем нельзя было бы прочесть в книгах, тренер не даст. :)

Наш курс рассчитан на год занятий. Честно скажу, это небольшой срок, мне хотелось бы увеличить его до пары лет, но пока что ни организационной, ни финансовой базы для такого проекта у меня нет. Поэтому - год. В течении этого года мы будем двигаться от простого к сложному - от прикладной фотожурналистики к документальному мышлению. Ни в коей мере не хочу сказать, что журналистика - это просто, а документальная фотография - это намного круче и сложнее. Это, конечно, чушь полная. Просто в рамках фотожурналистики есть строгие критерии, которые давно известно как сформулировать к каждому конкретному заданию. Более того, есть устоявшиеся терны, приемы и подходы, которые можно тренировать и отрабатывать. Это своего рода "ката", набор формализованных упражнений, синтезированных многими десятилетиями практического опыта работы мировой фотожурналистики. Набор этих заданий и приемов, конечно, очень велик и нереально охватить их все ни за год, ни за два года учебы, но волне реально "пробить" основные навыки, причем не просто загрузить какое-то количество базовых навыков в голову студенту, а вложить в руки умение, этакую основу для модульной системы, к которой потом, уже в реальной жизни фотограф сможет легко и органично пристраивать новые кусочки занинй и умений. Когда эта база будет сформирована, мы перейдем ко второй части нашей истории - к бережному и осторожному развитию документального видения реальности, будем учиться не смотреть - но видеть, думать не как обыватель, а как автор, который понимает себя, свою мотивацию и знает, как ее перенести на свои работы, причем так, чтобы зритель не ушел в недоумении "а зачем вообще это все тут висит", а смог понять точку зрения автора, его идею - и, возможно, принять и пережить ее.

Что нужно для того, чтобы учиться документальной фотографии? Самое главное - желание. Желание видеть мир широко открытыми глазами и уметь показать зрителю то, что вы увидели, что заставило вас взяться зс камеру. Все остальное - второстепенно. Конечно, мне бы не хотелось на нашем курсе заниматься какими-то техническими основами, вроде выдержки, диафрагмы и экспокоррекции. Однако, за последние 4 года, в течении которых я веду этот курс, у меня было несколько студентов с уровнем технических знаний ниже плинтуса. При том, что, например, в 2010 году конкурс был 4,5 человека на место. Но, просматривая портфолио, иногда вдруг понимаешь, что - вот оно, что не важно, на каком технологическом уровне находится фотограф - он видит, и это перевешивает все остальное. Технике научить гораздо проще, чем на пустом месте вырастить талант, какими бы техническими навыками и знаниями человек не обладал. Это, конечно, не значит, что мы не будем говорить о тенике вообще, ровно наоборот - первые пол-года, разговаривая о фотожурналистике, мы как раз и будем ставить технику, просто жестких требований "секунда с рук и без шевеленки" как часть вступительного экзамена от меня не ждите. :) О том, какая камера нужна для курса, я даже говорить не буду - у меня сейчас, например, есть студент, который снимает на планшет - и снимает так, что с точки зрения цельности и глубины высказывания очень, очень многим моим знакомым "профессиональным" фотографам до него как до луны. Так что главное, чтобы камера была - а какая, это дело второе. Всегда есть способ снять, было бы желание."

Источник: photohelp-ru.livejournal.com