«Выставка Московского клуба медальеров»

Мастер-класс по живописи
«Искусство против кризиса»
ведет мастер-класс
Олег Федоров

Помещения выставочного зала "Ходынка" теперь называется Ground Moscow, новый сайт: groundmoscow.com

Дата открытия: 
17 сентября (сб)
Дата закрытия: 
8 октября (сб)

16 –я  Медальерная выставка
Товарищества Московских медальеров

  16 сентября 2011 года в выставочном зале «Ходынка» открылась 16 Ежегодная отчетная выставка «Общества медальеров города  Москвы».
      Каждый год эта выставка привлекает мастеров медальерного искусства и их  почитателей.
На выставке представлены работы художников, стремящихся сохранять и развивать лучшие традиции медальерного искусства. 14 авторов представили  109 медалей
Правоторов Г.Н., Шкунков В.Ф., Маркелова И.В., Соболева А., Щекан Г.Д.,Протопопов К.А., Абрамов В.В., Молостов А.И., Борзенок Е.И., Бурганов И.А.,Бурганова М.А.,Смоленков А.П.,Марков В.М.,ШабановА.
      Медальерное искусство возникло в Древней Греции на рубеже XVIII и XVII вв. до н. э., когда и появились первые монеты.        
  От франц. medailleur - медальер - особая область мелкой пластики, искусство изготовления монет и медалей. В качестве материала в медальерном искусстве используются металлы (медь, золото, серебро и др.), которые благодаря их достаточной прочности и пластичности позволяют добиться четкости мелкофигурных изображений. В отличие от других пластических искусств для медальерного характерна устойчивость композиционных приемов, что связано с необходимостью вписать изображение в заданную форму (главным образом круг) и добиться органичного сочетания изображений с надписями. Здесь довольно широко применяются эмблемы, символы, аллегории.Художник-медальер стремится найти ясное, лаконичное и выразительное изображение.
       В этих традиционных выставках «Московских медальеров» присутствует стремление показать авторов, как мастеров миниатюрной пластики , а также другие формы творческой деятельности, в которых  они активно работают. На этой выставке раскрывают тонкости и секреты создания авторской и тиражной медали.
      Новая экспозиция свидетельствует о несомненном интересе к медальерному искусству. Медаль – это миниатюрный памятник, в своих малых формах раскрывающий многообразие окружающего мира. Медали, представленные на выставке, в основном выполнены в новом веке, и в их тематике, как в зеркале, отражается наше время с ностальгией по утраченным ценностям и надеждой на духовное возрождение России.

Медальерное искусство появилось с первыми монетами на рубеже VIII и VII века до н. э. в Лидии и Древней Греции.

Литьё как способ изготовления монет применялось в древности только в Италии, в V—III веках до н. э., а затем там же в XV—XVI веках. Как в древности, так и в эпоху Возрождения к нему прибегали исключительно ввиду невозможности, при несовершенных технологиях того времени, чеканить монеты и медали в очень большом, требовавшемся тогда формате. За исключением Италии, в древности везде применялась для изготовления монет чеканка. Древнейшие из всех существующих монет, лидийские, выбитые в начале VII века до н. э., уже сделаны посредством чеканки.

До наших дней дошли матрицы, служившие для выбивания монет только с I века нашей эры, и только галльские; греческих образцов нет. Большинство их из меди, лишь некоторые из стали. Сталь стала применяться для чеканки только во времена римских императоров. Мягкость первого металла, употреблявшегося, конечно, и для матриц греческих монет, по крайней мере древнейшего периода, обусловливала быстрое стирание штемпелей и необходимость частой их перемены, чем и объясняется колоссальное количество дошедших до нас разновидностей древней монеты даже одного и того же типа.
[править] Эпоха античности
Сиракузская декадрахма. Ок. 400 года до н. э.

Медальерное искусство стояло в древности на одной высоте с современными ему другими отраслями графических и пластических искусств. В Греции IV века до н. э. медальерное искусство, наравне с другими видами искусств античной эпохи, достигло высшего художественного развития. Древнегреческие источники не сохранили до наших дней имён авторов превосходных античных произведений медальерного искусства, которые Иоганн Винкельман приравнивал к лучшим произведениям древнегреческой пластики. Только монеты (преимущественно сицилийские) подписанные именами медальеров, дают возможность узнать что-то о них. В Сиракузах наиболее знаменитыми медальерами были Кимон и Эвайнэт, работавшие во время тирании обоих Дионисиев. Как называлось у греков медальерное искусство и мастера, посвятившие ему себя, — остаётся неизвестным. Причиной умолчания о том древних писателей, как полагают, было то обстоятельство, что в Греции это искусство никогда не составляло отдельной художественной отрасли: им занимались гравёры на драгоценных камнях (греч. γλύπται).
Монета римского императора Константина Великого. IV век

Известно, что у римлян медальеры носили название scalptores monetae и при каждом монетном дворе составляли особую корпорацию, во главе которой стоял praepositus. По большей части это были рабы, некоторые — вольноотпущенные. Несмотря на весьма высокую степень своего мастерства, по крайней мере в некоторые эпохи, медальеры не пользовались в Древнем Риме тем почётом, каким они были окружены у греков; на них смотрели как на простых ремесленников, и ни одна из дошедших до нас бесчисленных римских монет не носит на себе подписи художника.

Особенность древних монет, сравнительно с современными, составляют высокий горельеф, применяемый в настоящее время только при чеканке медалей, и неправильная форма монетного кружка. Римские монеты, хотя и значительно уступают греческим в художественности, однако в отношении округлённости и барельефа гораздо ближе к современным, чем к греческим.

В древности не чеканили медалей, то есть памятных монет, не имеющих денежного обращения и предназначенных для увековечивания определённых событий или знаменитых людей. Для таких целей греки, как и римляне, применяли сами монеты, имевшие хождение; это делает интересным и важным в историческом отношении собирание и исследование греческих и римских нумизматических памятников.

Несмотря на простоту приёмов монетной чеканки в античности, им удавалось выбивать монеты как чрезвычайно малого размера (до 3 мм в диаметре; например, эфесские гемитартеморионы в 1/8 обола), так и очень большие (до 58 мм в поперечнике, например, золотой царя Бактрии Евкратида, в 20 статиров). Монеты еще большего размера не чеканились, а отливались. Таким образом исполнены римские декуссисы, 116 мм в поперечнике. Особенность древнейших монет — четырехугольное углубление неправильной формы на реверсе, произведённое острыми шипами нижней матрицы, которые при ударе молотком по верхней матрице вонзались в монетный кружок и держали его неподвижно при последующих ударах мастера. Такой способ фабрикации мы находим в монетах VII—V веков до н. э. В нумизматических памятниках греческих колоний Южной Италии в это время употреблялись выпуклые типы на лицевой стороне и вогнутые на задней. Это достигалось через чеканку штемпелями, имевшими для аверса врезанный, а для реверса выпуклый тип. При этом реверсный тип обыкновенно повторяется на лицевой стороне, но в вогнутом виде, хотя встречаются также монеты, имеющие на обороте изображение, отличное от лицевого.
[править] Средневековье
[править] В Европе
Золотой солид с портретами византийских императоров Льва IV и его сына Константина. VIII век

Упадок медальерного искусства начался в Древней Греции в начале III века до н. э.; затем продолжался, хотя и весьма медленно, но непрерывно, вплоть до падения Византийской империи в 1453 году. В Западной Римской империи падение медальерного искусства наблюдается уже в нумизматических памятниках II века н. э.; всё продолжение Средних веков до начала Возрождения, в XV веке, в Западной Европе медальерное искусство неразвито. Изображения на средневековых монетах делались всегда самым плоским рельефом, который требовался тонкой, бляхообразной формой самой монеты. Исключение составляют только так назазываемые брактеаты германских государств XIV века, снабжённые изображением лишь на одной лицевой стороне, полученным посредством тиснения тонкого серебряного листка на свинцовой подушке. Изображения на брактеатах очень часто весьма выпуклы, но такой же грубой работы, как и на монетах того времени.
[править] В Древней Руси
Монета, предположительно отчеканенная Фиораванти. Между 1475—1483.

В Киевской Руси древнейшие монеты великих князей киевских, Владимира Святославича, Святополка и Ярослава Мудрого, были гравированы византийскими медальерами. Затем чеканка монет в нашем отечестве полностью прекратилась в начале XI века, что привело к полному забвению у нас медальерного искусства. Остаётся неизвестным, откуда брались медальеры, делавшие матрицы для русских великокняжеских и удельных монет XIII—XV веков. При Иване III был выписан из Италии известный литейщик и зодчий Аристотель Фиораванти, который занялся также и гравированием монет.
[править] От Ренессанса до Нового времени
Пизанелло. Оборот медали с портретом Чечилии Гонзага

В Средние века, точно так же как и в более отдалённой древности, не было отчеканено ни одной медали. Первые произведения этого рода относятся к самому концу XIV века. Они были исполнены в Падуе в 1390 году неизвестным художником для герцогов Каррары. Существуют также венецианские медали 1393 и 1417 годов. Тем не менее, основателем современного нам медальерного искусства следует признать живописца Антонио Пизано, более известного под именем Пизанелло, — медальера, работы которого впервые получают характер памятников искусства, а не ремесла. Первая отлитая им медаль была сделана для предпоследнего византийского императора, Иоанна VIII Палеолога, которого Пизанелло видел на Флорентийском соборе в 1437—1439 годах. В XV—XVI веках появились другие медальеры, быстро продвинувшие вперёд своё искусство. В их числе наиболее знаменитые: Джован-Мария Помеделло, Леоне Леони, Джакоппо Треццо, Пасторино ди Сиенна, Сперандио ди Мантова, Бенвенуто Челлини, Аннибале Фонтана, Алессандро Витторио и Франческо Лаурина. Произведения этих художников, все литые из бронзы, свидетельствуют о внимательном изучении ими антиков и живой натуры.

Из Италии вновь возродившееся искусство распространилось по всем странам Западной Европы, но в самой Италии продержалось на высоте очень недолго. Уже с XVII века произведения итальянских медальеров утрачивают художественное достоинство и постепенно становятся продуктами ремесла. Во Франции медальерное искусство процветает с XVI века почти до конца XVII века. Наиболее искусные французские медальеры этого века — Вильгельм Дюпре и Варен. В Германии, в XVI веке, лучшими мастерами-медальерами были Альбрехт Дюрер, Генрих Рейц и Фридрих Гагенауер, знаменитый живописец и гравёр; здесь впервые на медалях появляются религиозные сцены. В XVII веке значительным медальерным мастером был Готфрид Лейгебе, служивший у курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма I. Но и в Германии медальерное искусство процветало очень недолго, и во времена Тридцатилетней войны упало до степени ремесла.
[править] XVIII и XIX век
[править] В России

Все русские монеты допетровского времени гравированы очень грубо. Только при Петре I в России впервые появились круглые монеты довольно изящной работы, изготовленные выписанными из-за границы медальерами. Пётр повелел выбить серию памятных медалей, посвящённых победам в Великой Северной войне. В царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны над памятными медалями работал академик Якоб Штелин. Наконец при Екатерине II было обращено внимание на художественность изготовления монет и медалей, и в 1764 году основан особый медальерный класс в Императорской академии художеств. Здесь первым профессором медальерного искусства был француз Пьер-Луи Вернье.

Одним из ведущих художников русской медальерной школы считается Тимофей Иванов (1729—1802). Т. Иванов — автор многих медалей и памятных знаков, посвященных знаменательным историческим событиям времен царствования Петра I и Екатерины II. В царствование Екатерины II и Павла I особенной известностью пользовались в России медальеры Гасс, Иегер и Леберехт. Ученицей последнего была императрица Мария Фёдоровна, изготовившая штемпели для коронационной медали Павла I и медаль Александра I с надписью «Избавитель народов».

При Александре I, равно как и при Николае I наиболее выдающимся медальером был граф Ф. П. Толстой, исполнивший ряд медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812 года. Среди русских медальеров прошлого выдающееся положение занимают А. П. Лялин, П. П. Уткин, работавший в 1831-52 годах, и В. В. Алексеев, ставший в 1871 году последним профессором медальерного искусства в Академии Художеств (при введении нового устава Академии в 1894 году медальерный класс был закрыт) и А. Ф. Васютинский.
[править] В Западной Европе

В Западной Европе только к середине XIX века медальерное искусство заняло подобающее ему место в ряду других художеств. Честь основания современной школы медальеров принадлежит французу Шапелену. Его последователи и ученики, Шапю, Роти, Ботте, Дюбуа, Верно и другие, вполне усвоили себе его манеру — очень низкий барельеф, — но приняли более реалистическое направление в сюжетах. Замечательнейшими среди медальеров XIX века могут считаться также французский мастер Огюст Каэн, Р. Отто в Германии, Рот, Иоганн Баптист в Австрии, Джон Пинчс в Англии, Франческо Бианки и Филиппе Сперанца в Италии; особенно громкой известностью пользовался венский придворный медальер Антон Шарф, работавший отчасти во французской манере, но показавший в своих произведениях немало самобытности и изящества.
[править] Техника медальерного искусства

Традиционная технология, существовавшая до конца XX века, предполагала изготовление лепной восковой модели по эскизу. Лепка обыкновенно производилась на доске из наложенного на нее цветного скульптурного воска или из глины, причем употреблялись специальные тонкие заострённые палочки различных размеров. Величина вылепленной модели обычно в 3-4 раза превосходила формат предполагаемой медали.

Когда восковая модель была готова, с неё отливался гипсовый слепок. С такого слепка, в свою очередь, делалась отливка из так называемого «жёсткого чугуна» или изготавливалась отливка методом гальванопластики. С такой выпуклой модели при помощи гравировальных машин делали маточник или матрицу из стали, формат которой точно соответствовал проектируемой монете или медали (подобные машины использовались во Франции ещё в конце XVIII столетия). При необходимости художник проводил грабштихелем коррекцию маточника. После обязательной закалки маточник использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, который и служил для чеканки самой монеты или медали.

Для серебряных и медных медалей принято также патинирование, которое уничтожает блеск металла, препятствующий визуальному восприятию деталей медали. В России при изготовлении серебряных и золотых медалей обыкновенно полируют поля штемпелей. Вследствие такой полировки получается матовое изображение, эффектно выделяющееся на гладком, блестящем фоне металла. Кроме трёх так называемых «монетных металлов» (золота, серебра и меди), для изготовления медалей иногда употребляются платина, палладий, никель и алюминий.