Дрезденская галерея
Музей Прадо
Эрмитаж
Биография:
Одним из «маленьких голландцев» является Адриан ван Остаде. Он родился в декабре 1610 года в городе Харлеме, в семье простого ремесленника. Но все же из трех сыновей художниками стали двое – Адриан и Исаак.
В возрасте 24 лет Адриан присоединяется к сообществу художников в Харлеме. В 1657 году он женится. В 1662 году он стал главой Гильдии художников. Вот собственно самые важные вехи в жизни Адриана. Но его творческий путь гораздо богаче и интереснее.
Адриану посчастливилось учиться у знаменитого Франса Хальса. Почти до 30 лет он подражает ему и рисует картины по-своему. Также под влиянием шедевра Рембрандта Адриан стал обращать внимание на изображение света и тени, этой важной составляющей живописи, благодаря которой эмоции людей становятся ярче, а фигуры выразительнее. Но это будет позже.
Между тем для начального периода творчества Адриана ван Остаде характерны небольшие жанровые картины из жизни простых людей. Фигуры фермеров, лавочников, танцоров, пьяниц, игроков и других жителей художник рисует очень четкими очертаниями, а картинки получаются немного резкими, но красочными.
Под кистью художника выходят очень интересные жанровые сценки — с юмором, иногда с едким сарказмом, со знанием привычек и обычаев местного населения. Стоит рассмотреть его живописные картины, например, «Ссора», «Замерзание мужиков в кабаке», «Драка», «Мужик в красном берете курит трубку», и несложно будет представить себе нравы времени от них.
Постепенно творчество Адриана приобретает теплоту и мягкость, отточенную технику, полет кисти становится свободным, сюжеты и композиционные построения становятся более продуманными. Картины также содержат юмор и улыбки.
И этот второй этап в творчестве уже сформировавшегося живописца характеризуется такими полотнами, как «Странствующий музыкант», «Крестьянин расплачивается с долгами», «Счастливые крестьяне» и многими другими прекрасно исполненными произведениями.
Примерно с 1649 года Адриан ван Остаде был уже зрелым художником, с большой работоспособностью и узнаваемым стилем. Сюжеты почти те же, что и раньше – жизнь и быт людей, но исполнение картин становится более блестящим и виртуозным: «Портрет семьи», «Алхимик», «Интерьер кабака с крестьянами, пьющими под окном». », «Деревенский трактир», «Дворовая изба», «Деревенский скрипач», «Учитель». Также пишет много портретов.
Великолепен его автопортрет, написанный в 1663 году — «Kunstnerens verksted». Как замечательно автор передает общее настроение творческого человека, поглощенного любимым делом. Дневной свет проникает сквозь проем мозаики и освещает мастерскую, различные предметы и рабочее место творца мягкими лучами. Все наполнено теплом и гармонией.
Адриан ван Остаде умер в возрасте 75 лет в Харлеме, городе, который он никогда не покидал. Но это не помешало ему стать всемирно известным художником.
Благодаря тому, что его работы понравились российскому государю Петру I, картины голландца появились в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Более того, эти маленькие картины разошлись по всему миру – музеи Вены, Мюнхена, Гааги, Парижа и даже Пензы могут гордиться тем, что имеют в своем арсенале произведения Адриана ван Остаде.
Картины незамысловатые, местами наивные, но такие характерные, веселые, живые, с танцующими, спорящими, гуляющими или работающими обычными деревенскими людьми.
Картины Адриана ван Остаде
Художник в студии
Деревенский концерт
Драться
Слух