Русский музей
Третьяковская галерея
Биография:
Как сложилась бы судьба Дейнеки в дальнейшем, неизвестно, но события 1917 года произошли в России и Александр со всем пылом и задором юности принимает революцию, становится активным участником строительства новой жизни в Курске. Он работает фотографом в следственном отделе, ведет художественные курсы, оформляет агитпоезда, рисует плакаты и иллюстрирует стихи Маяковского.
Два года, 1919 и 1920, он служил в Красной Армии и даже участвовал в обороне города от белых.
С начала 1920-х годов Дейнека продолжил обучение в Москве на полиграфическом отделении высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Александр в то время предпочитал графические рисунки, которые, по его мнению, были полезнее в агитации.
Период с 1923 года, когда он начал работать в таких журналах, как «Безбожник у станка», «Прожектор» и других, можно назвать временем становления Дейнеки как художника с узнаваемым в журнальной графике стилем.
В 1924 году, участвуя в первой дискуссионной выставке, он представляет свою первую картину «Футбол», которая известна своими лаконичными и оригинальными ракурсами персонажей.
1925—1928 — Дейнека — член станкового объединения. В этот период появляется ряд произведений, посвященных рабочему человеку: строителям, горнякам, передовикам пролетарского труда, воинам Красной Армии («На строительстве новых мастерских», «Рабочие и крестьяне», «Текстильщики», «Оборона Петрограда» и др).
1930-е годы — новый этап в творчестве Дейнеки. Его персонажи становятся менее серьезными, но более веселыми, спортивными, лиричными. Больше внимания он уделяет живописи, отходя от агитации и плакатов.
Его картина «Мать», написанная в 1932 году, проста по исполнению, но очень сильна той энергией, которая исходит от нее – матери как нежности и защиты. В эти же годы появляются пейзажи с лошадьми, с купающимися девушками, с сияющими здоровьем спортсменами.
1934 год — поездка в Крым, вдохновившая художника на такие необычные работы, как «Парашютист над морем» и другие, посвященные теме авиации.
В 1935 году его отправили в творческую командировку в Европу и Америку. Впечатления, полученные за границей, воплотились в произведениях «Улица в Риме», «Парижанка», «Танцовщицы в Гарлеме», многих зарисовках и зарисовках.
В конце 1930-х годов Александр Александрович создал известную картину «Левый марш», а также попробовал свои силы в создании декоративных мозаичных панно и росписей.
Война 1941 года прерывает эти масштабные планы — все усилия для победы. Дейнека снова в Москве, он работает в Окнах ТАСС, создает политические плакаты, рисует уникальные по своему патриотическому настроению произведения «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» и яркое, трагическое, смелое — «Оборона Севастополя».
В послевоенные годы Дейнека продолжал создавать мозаичные панно, украшающие МГУ, Дворец съездов в Кремле, в метро, создав такие шедевры, как «Эстафета по кольцу Б», «В Севастополе», « Девушка повязывает ленту на голову».
Заслуги художника оценены государством, с 1963 года Дейнека удостоен многих почетных наград. Он получает звание Народного артиста СССР, является лауреатом Ленинской премии и Героем Социалистического Труда, имеет два ордена Ленина и орден Трудового Красного Знамени.
До 1968 года Дейнека вел активную общественную деятельность, преподавал в московских институтах, был академиком-секретарем Академии художеств СССР. Александр Александрович умер 12 июня 1969 года.
Творческий путь Дейнеки надо рассматривать не поверхностно, а вникать в каждый плакат, в каждую агитку, в каждый пейзаж и портрет, иначе может показаться, что это стандартный «соцреализм». Но особый «дейнековский» стиль поражает своей оригинальностью, узнаваемостью, выдержанностью, выразительностью. Его молодые, веселые, спортивные мальчики и девочки заразительны оптимизмом. Мозаика поражает своей глубиной, если зайти на станцию метро Маяковская и посмотреть на потолок.
Дейнека считается художником с мировым именем и авторские работы до сих пор пользуются спросом.
Картины Дейнеки
Оборона Петрограда
Реле
Расширение
Оборона Севастополя