Национальная художественная галерея (Вашингтон)
Музей современного искусства (Нью-Йорк)
Биография:
За свою очень короткую жизнь, а он прожил всего 35 лет, художник успел достичь высот, недосягаемых для многих других людей, доживших до преклонных лет. Он очень сильно горел, несмотря на пожиравшую его болезнь легких. В 11 лет мальчик заболел плевритом, а затем сыпным тифом. Это очень серьезное заболевание, после которого многие не выживали. Но Амедео выжил, даже если это стоило ему здоровья. Физическая слабость не помешала развитию его гения, хотя и свела красивого юношу в могилу.
Модильяни провел свое детство и юность в Италии. В этой стране сама окружающая среда и ряд памятников способствовали изучению древнего искусства. В сферу интересов будущего художника входило и искусство эпохи Возрождения, которое помогло ему в дальнейшем развитии и сильно повлияло на его восприятие действительности.
Время, когда Модильяни формировался как личность и художник, подарило миру немало талантливых мастеров. В этот период пересматривалось отношение к искусству прошлого, формировались новые художественные течения и направления. Переехав в 1906 году в Париж, будущий чемпион оказался в самой гуще событий.
Подобно мастерам эпохи Возрождения, Модильяни прежде всего интересовали люди, а не предметы. В его творческом наследии сохранилось лишь несколько пейзажей, а другие жанры живописи его совершенно не интересовали. Кроме того, до 1914 года он посвятил себя почти исключительно скульптуре. В Париже Модильяни познакомился и подружился со многими представителями богемы, включая Мориса Утрилло, Пабло Пикассо и Людвига Мейднера.
В его работах периодически видны отсылки к искусству эпохи Возрождения, а также несомненное влияние африканских традиций в искусстве. Модильяни всегда стоял в стороне от всех узнаваемых веяний моды, его творчество — настоящее явление в истории искусства. К сожалению, сохранилось очень мало документальных свидетельств и рассказов о жизни художника, которым можно доверять на 100%. При жизни мастер его не понимал и совсем не ценил, картины не продавались. Но после его смерти в 1920 году от менингита, спровоцированного туберкулезом, мир понял, что он потерял гения. Если бы он мог это увидеть, он бы оценил иронию судьбы. Картины, которые при жизни не принесли ему и куска хлеба, в начале 21 века ушли с молотка за баснословные суммы, исчисляемые десятками миллионов долларов. Действительно, чтобы стать великим, надо умереть в нищете и безвестности.
Скульптуры Модильяни имеют много общего с африканскими, но отнюдь не являются простыми копиями. Это переосмысление особого этнического стиля, наложенное на современные реалии. Лица его статуй просты и предельно стилизованы, при этом самым удивительным образом сохраняя свою индивидуальность.
Живописные произведения Модильяни обычно относят к экспрессионизму, но ничто в его творчестве нельзя трактовать однозначно. Он был одним из первых, кто внес эмоцию в картины обнаженных женских тел — ню. В них есть и эротизм, и сексапильность, но не абстрактная, а вполне реальная, обыденная. На полотнах Модильяни изображены не идеальные красавицы, а живые женщины с телами, лишенными совершенства, и именно поэтому они привлекательны. Именно эти картины стали восприниматься как вершина творчества художника, его уникальное достижение.
Картины Амедео Модильяни
Обнаженная на синей подушке
Голая сидит на диване
Танцор
Лежать голой с синей подушкой
Тосканская дорога
Алиса
Девушка в голубом
Сидя голый
Рыжая женщина
Девушка в желтом платье
Жених и невеста
Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе
Женщина с веером
Портрет Беатрис Гастингс
Анна Зборовская
Рыжеволосая девушка в вечернем платье