Галерея Уффици
Музей изящных искусств. Пушкин
Национальная галерея (Лондон)
Биография:
Будучи учеником Рафаэллино дель Гарбо и Якопо Понтормо, художник перенимал их стиль, умело переосмысливая и совершенствуя его. В результате Бронзино стал одним из самых ярких представителей движения под названием маньеризм. Картины в этом стиле часто отличаются прихотливостью композиции, сложностью работы, вычурностью линий и богатством красок. Как ранний этап барокко, маньеризм несет в себе некоторые его черты, которые ярко отражаются в парадных портретах и многофигурных композициях на античные и религиозные темы.
Художник выполнял фрески, росписи для алтарей и убранства церквей и монастырей, картины на мифологические, аллегорические, религиозные сюжеты. Но лучшее, что создал Бронзино и что стало предметом его гордости и почета, — это портреты. Они отличаются особой продуманностью композиции, изысканностью рисунка, богатством холодного колорита и обилием точно выписанных деталей.
В возрасте 27 лет его пригласили служить придворным художником герцога Урбинского. Он был одним из мастеров, участвовавших в крупномасштабных работах на вилле Imperiale в городе Пезаро, расположенном в исторической провинции Марке на востоке Италии. Здесь он написал для Гвидобальдо II картину «Состязание Аполлона и Марсия», а также портрет самого герцога. В итоге именно эти два полотна стали основой расцвета творчества Бронзино, создав ему славу искусного и талантливого живописца.
В возрасте 30 лет художник уезжает из Урбино и становится придворным художником Медичи во Флоренции. Здесь сосредоточилась вся интеллектуальная и художественная элита тогдашней Тосканы. Через четыре года он становится членом Гильдии св. Луки (Люк-евангелист считается художником и меценатом, его именем названа мастерская гильдии средневековой и ренессансной Европы), а также поступает во Флорентийскую академию.
Мастер ненадолго побывал в Риме и Пизе. Во время своих путешествий он смог познакомиться с работами великих мастеров Возрождения, особенно с Микеланджело, и почерпнул из его произведений много нового. Остаток своей жизни он полностью посвятил родной Флоренции.
Бронзино много работал с фресками, ему принадлежит ряд известных картин, таких как капелла Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо. За свою жизнь он создал множество театральных и праздничных декораций, а также картон для изготовления гобеленов. Большинство этих работ из-за особенностей материалов не сохранились до наших дней, но работы других известных европейских мастеров выполнены по гобеленовым эскизам.
Одна из аллегорических картин Бронзино, «Аллегория любви», была подарена королю Франции Франциску I. Это свидетельствует о том, как высоко избалованный талантливыми художниками флорентийский герцог Козимо Медичи оценил творчество мастера. В те же годы Бронзино написал множество других аллегорических картин по заказу герцога, а также ряд запрестольных образов для городских церквей.
Его родной племянник Алессандро тоже стал художником, представителем школы маньеризма. На него сильно повлияло творчество Микеланджело, его религиозно-мифологические полотна несколько резки по форме и колориту, зато портреты, как и у дяди, мягкие и живописные. Интересно, что племянник тоже часто называл себя прозвищем дяди, но не достиг такого уровня известности и известности, как сам Бронзино. В портретах Аньоло чувствуется биение жизни и души изображаемого, при всей сдержанности и некоторой холодности в композиции.
Художник умер в 1563 году и был скромно похоронен под камнем с чудесной эпитафией «Кто жил, как Бронзино, тот не умирает».
Картины Аньоло Бронзино
Портрет Биа Медичи
Портрет Элеоноры Толедской с сыном
Портрет молодого человека
Святое семейство
Аллегория Венеры и Купидона
Портрет Лукреции Панчатики
Портрет Джованни Медичи в детстве
Портрет Козимо I Медичи в доспехах