Лувр
Эрмитаж
Дрезденская галерея
Пинакотека, Мюнхен
Музей Прадо
Биография:
Бартоломе Эстебан Мурильо родился в 1617 году и очень скоро осиротел, воспитываясь в семье своей тети. Он рано проявил художественные способности и начал изучать искусство Хуана де Кастильо, в результате переняв его особый стиль живописи. Но знакомство с другими известными художниками того времени, особенно с великим Диего Веласкесом, открыло ему мир искусства с его богатой цветовой палитрой и свободной живописью. От ограниченности Мурильо не осталось и следа. Полотна раннего периода его творчества радуют глаз богатством красок и роскошными цветовыми сочетаниями. По возвращении из Мадрида в родную Севилью художник получил крупный заказ на создание серии картин для францисканского монастыря. Это время можно считать началом эпохи его расцвета как художника.
В личной жизни мэтра тоже все было благополучно. Он удачно женился и стал отцом пятерых детей. Счастливый брак и успешная личная жизнь способствовали постоянному прогрессу его творчества, на протяжении многих лет он создает подавляющее большинство своих полотен, ставших впоследствии известными. Но смерть жены в 1664 году вносит коррективы в его жизнь, и ритм его творчества сразу же замедляется.
Но получение нового большого церковного ордена возрождает его к жизни и как человека, и как художника. Со следующего года он не только работает над новыми полотнами, но даже живет в монастыре. Он работал и жил в ней, проникаясь монашеским духом и одновременно украшая огромную алтарную стену.
Интересным фактом из биографии художника является то, что он был принят в Братство Святого Милосердия, организацию, которая содержала Больницу Милосердия, приют для престарелых одиноких людей. А возглавил Братство в то время человек, которого считают прототипом поэтического Дон Жуана, — Мигель де Маньяра, друг мастера.
За проделанную работу Братство дало художнику немалую сумму, но и здесь он не изменил своей жизненной позиции. Всю свою жизнь он был далеко не бедным художником, он не стремился к роскоши и жил достаточно скромно и умеренно. Он даже выпустил свою рабыню на волю.
Даже смерть мастера невольно ассоциируется с религией. Когда ему было уже 65 лет, а это по тем временам преклонный возраст, он согласился работать в Кадисе, хотя много лет не покидал Севильи. Во время творческого процесса он упал со строительных лесов и разбился.
Художник умер на родине, в Севилье, в 1682 году, так и не оправившись от рокового падения. После его ухода осталось огромное художественное наследие – множество картин на религиозные темы, цикл жанровых полотен, пейзажи и пейзажи, а также основанная им севильская школа живописи, которая на долгие годы повлияла на творчество ряда живописцев в Испании и других странах.
Картины Бартоломе Мурильо
Маленький нищий
Мальчик с собакой
Мадонна с младенцем
Мальчики с виноградом и дыней
Девушка с монетой
Девушка-продавщица фруктов
Непорочное зачатие
Мадонна с розарием
Поклонение пастухов
Объявление
Распятие Христа
Две женщины у окна
Две Троицы
Четыре фигуры на одном шагу
Мадонна Иммакулата
Готовим торты