Музей Прадо
Галерея Уффици
Лувр
Галерея Академии
Национальная галерея (Лондон)
Биография:
Наиболее полным источником сведений о жизни художника является книга Карло Ридольфи, который сам получил большую часть сведений от сына Тинторетто, Доменико. Кроме того, не исключено, что некоторые моменты биографии были отредактированы из-за равнодушия Ридольфи к творчеству венецианца.
О детстве Якопо известно очень мало, биограф ограничился заметкой о любви Тинторетто к рисованию и наблюдению за творчеством отца. Уже подростком он решил учиться живописи у Тициана, но был отчислен из мастерской всего через 10 дней. Есть мнение, что причиной стала творческая ревность мастера, разглядевшего талант молодого художника, но более вероятно, что имел место так называемый конфликт между характерами. Имена дополнительных учителей в книге не раскрываются, хотя обучение как таковое, скорее всего, имело место.
Юношеский период и становление Тинторетто в профессии практически не изучены, лишь в документах 1539 года он упоминается как «мастер Якопо, живописец». Долгое время занимался в основном росписью фасадов, пока не получил заказ от братства Святого Марка. В результате он написал свой первый шедевр «Чудо св. Бранд», а разногласия с заказчиком, поразившие необычностью композиции и динамики картины, привлекли внимание новых заказчиков. Слава и популярность не дождались, и братство передумало и приняло работу Якопо.
Вскоре появляется «Святой Рох, исцеляющий чуму» (в 1549 г.), цикл картин «Страшный суд» (с 1550 по 1553 г.). Окончательно он получил признание после приглашения расписать Дворец Дожей в 1553 г.
В тех же 50-х годах 16 века Тинторетто женится на Фаустине де Вескови, которая подарила ему восьмерых детей. Ридольфи описывает жену художника как особо прагматичную и даже немного жесткую, но, видимо, ему удалось стать хорошей спутницей жизни и хорошей матерью.
В 1564 году Якопо Робусти начал сотрудничать с братством св. Рохи, при этом все начиналось весьма занимательно. Братству требовался мастер для росписи потолка Скуола-ди-Сан-Рокко, а те, кто участвовал в конкурсе, должны были принести эскизы будущей работы. Только Тинторетто пришел без эскиза и просто указал на картину «Св. Рох во славе». Правда это или нет, остается на совести биографа, в любом случае картины итальянских художников были забыты, а заказ достался Якопо.
Но в то же время им двигала жажда не наживы, а творчества. Иногда он даже снижал цену или предпочитал краску и холст плате. При этом в список его клиентов входили даже Филипп II, король Испании, и Рудольф II, император Священной Римской империи. А после смерти Тициана он и вовсе стал ведущим венецианским живописцем.
С самим Тинторетто смерть наступила в 1594 году, 31 мая, и до последнего дня он не прекращал творить. Проститься с ним пришли его товарищи по цеху, представители городской знати и только близкие люди.
Картины Тинторетто
Леда и лебедь
Происхождение Млечного Пути
Крещение Христа
Автопортрет (ок. 1588 г)
Чудо Марка
Создание животных
Похищение тела святого Марка
Мадонна с тремя казначеями
Сусанна и старейшины
Распятие
Последний прием пищи
Христос омывает ноги своим ученикам