Диего Веласкес — испанский гений эпохи барокко

Диего Веласкес – один из величайших художников Испании, выдающийся творец эпохи барокко. Еще в далеком XVII веке ценились картины мастера, и только ему разрешалось писать портреты короля. Веласкес – художник, разделивший историю испанской живописи на «до» и «после», крича так громко, что эхо его идей прокатилось по миру более века.

Детство

6 июня 1599 года в Севилье крестился мальчик по имени Диего де Сильва Веласкес. Он родился в бедной семье мелкого чиновника Хуана Родригеса де Сильвы.

Показать таблицу

Справочник по истории
Годы жизни6 июня 1599 г. — 6 августа 1660 г
СтранаИспания
ЖанрПортреты, бодегоны (ранние работы)
СтильБарокко
СюжетыПортреты, история, мифология, религия

Способности мальчика к рисованию обнаружились очень рано, в 10 лет его отдали учиться в мастерскую Франсиско Эрреры. Однако долго там юноша не задержался – не выдержал плохого настроения учительницы. А в 1611 году его отец заключил договор на обучение с известным художником того времени — Франсиско Пачеко.

Образование дало мальчику необходимые навыки, развило вкус и эстетическое чутье. Через 6 лет учебы Диего стал членом гильдии художников. 18-летнему живописцу было предоставлено право свободно творить и преподавать, что в то время было невероятной редкостью. Все благодаря учителю Франсиско Пачеко, который замолвил словечко за юного Веласкеса. И у него была прекрасная возможность показать себя.

Творческий путь

Первые самостоятельные произведения автора были написаны в жанре бодегонес (бытовые сцены в кабаках). Он хотел нарисовать настоящую, живую Испанию. Интерес к простым людям преследовал творца на протяжении всей его жизни.

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Водовоз из Севильи

Самая известная из ранних картин Диего Веласкеса — «Водонос из Севильи». Похоже на простой портрет купца. Однако уже здесь проявляется главная черта его творчества — аллегоричность. На картине «Водонос из Севильи» живописец рисует своего учителя Пачеко, ученика слева от себя, а себя помещает в центр. Этот образ является олицетворением трех веков, трех поколений.

Поражает виртуозность художника – Веласкесу едва исполнилось 20 лет, а стиль его письма невероятно реалистичен, безупречен.

В 1623 году живописец отправился со своим учителем в Мадрид. И чудо! Почти сразу же ему был заказан портрет Филиппа IV, вступившего на престол.

Молодой король, когда-то обучавшийся живописи, понимает, что перед ним невероятно талантливый художник. А через несколько месяцев Диего де Сильва Веласкес был назначен придворным живописцем, он переехал с семьей в Мадрид.

Филипп IV и живописец становятся настоящими друзьями. Артист стремительно продвигается по карьерной лестнице. А от его мастерской, расположенной во дворце, ключ был только у двух человек: у самого портретиста и у короля.

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Вулканская кузница

Основная работа живописца заключалась в написании портретов царской семьи. Но вдобавок ему приходилось писать картины для украшения дворца, что давало ему невероятную свободу в выборе сюжетов; другие придворные художники не могли этим похвастаться. Тем не менее Веласкес в основном писал портреты. Когда его моделью не была королевская особа или дворянин, художник рисовал обычных людей: карликов и уродов, шутов и крестьян.

В 1629 году по совету Рубенса Диего отправился учиться в Италию. Первую поездку на родину Возрождения нельзя назвать приятной. Все знали о его близости к испанскому королю и относились к нему с подозрением, иногда даже обвиняя его в шпионаже.

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Плащ Иосифа

Но поездка в Италию принесла свои плоды. Ознакомившись с большим количеством произведений разных художников, Веласкес отдал предпочтение Тициану, что сильно повлияло на характер его живописи. Меняются и сюжеты картин – все больше мастер касается мифологии («Кузница Вулкана», «Одеяние Иосифа»). А под Римом художник начинает писать пейзажи на пленэре, что в то время было совершенно непопулярным.

Вернувшись в Мадрид, мастер вновь обращается к изображениям людей. Рисует конные портреты Филиппа IV, его жены и детей. 1630-е годы стали самыми плодотворными в жизни творца. Создаются картины библейского жанра, батальные сцены.

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Менины

В 1649 году наступает черед для нового путешествия в Италию. На этот раз Диего Веласкес отправляется туда в составе дипломатической миссии. Но тут в нем заиграли амбиции – он решает своим талантом покорить Италию. И происходит невероятное — Папа Иннокентий X заказывает портрет Веласкеса. Произведение восхищает весь Рим, виртуоз награждается папской медалью.

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Спиннеры

Через два года живописец возвращается в Мадрид. За последние 10 лет своей жизни он написал множество произведений, среди которых самые известные его картины: «Менины» и «Прядильщицы». Не отказывается он и от портретов — снова и снова он заставляет позировать членов королевской семьи, для которых за годы дружбы стал родным.

Стиль

Техника Диего Веласкеса с годами менялась и совершенствовалась. Он начал с известного в Испании тенебризма, традиционной техники для последователей Караваджо. Хорошими примерами являются работы «Старуха, жарящая яйца», «Водонос из Севильи», «Непорочное зачатие» и ранние портреты.

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

После поездки в Италию и знакомства с художниками из других стран его стиль и техника живописи резко меняются. Он начинает использовать более светлые тона, избавляется от темноты полотен. Более осмысленная посадка и детали.

С годами стиль становился все более и более упрощенным. Художник стал использовать обобщения, крупные мазки, прорисовывая мелкие детали только там, где нужен был акцент. Это своего рода доказательство мастерства живописца. В упрощенном стиле Веласкеса многие искусствоведы видят предвестие импрессионизма. Особенно это заметно в пейзажах («Вилла Медичи в Риме, полдень», «Вилла Медичи в Риме, конец дня»).

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

На протяжении всего творчества придворного художника прослеживается интерес к бытовому жанру. Даже мифологические и библейские сюжеты дополнены чертами этого жанра («Кузница Вулкана», «Пьяницы» и др.). И из этой функции вытекает следующая — аллегорическая.

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Триумф Вакха (Пьяные)

Аллегория – неотъемлемая часть барокко. Однако у Веласкеса это особенно важно. Почти каждое произведение скрывает тайный смысл, а иногда и несколько («Сдача бреда», «Прядильщицы»).

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Сдача Бреды

Одну из самых сложных своих загадок живописец воплотил в картине «Менины». Сначала кажется, что это просто портрет Инфанты в окружении служанок. Но тут зритель замечает автопортрет художника в углу, зеркало на стене, и наступает замешательство. Кого рисует Веласкес? Кто отражается в зеркале? Что с инфантой?

Влияние на мир искусства

Многие испанские художники выросли на картинах Диего Веласкеса (Ф. Гойя называл его своим мастером). Но до 19 века его имя редко упоминалось за пределами Испании, его творчество описывалось лишь вкратце. Вероятно, из-за того, что многие его работы хранились в королевских дворцах и были недоступны для зрителей. Но после открытия Прадо творчество мастера-портретиста возродилось.

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Э. Мане — флейтист

Большой интерес к испанскому автору проявляли импрессионисты. Э. Мане писал портреты в его стиле («Флейтистка»), Ренуар изучал его творчество. В начале 20 века многие модернисты вдохновлялись произведениями классика испанского барокко. Пикассо создал десятки версий «Менина», Веласкес оказал большое влияние на Сальвадора Дали.

Личная жизнь

В 1618 году Диего женился на дочери своего учителя, а через год у них родилась дочь Франциска. В 1621 году Хуана Миранда снова забеременела, но родившаяся девочка умерла в младенчестве.

Диего Веласкес - испанский гений эпохи барокко

Венера с зеркалом

Считается, что во время своего второго путешествия в Рим художник завел себе любовницу, которую изобразил на картине «Венера с зеркалом». По некоторым документам известно, что эта женщина родила от Диего сына Антонио.

Смерть

В 1660 году портретисту доверили организацию свадьбы Марии Терезии и Людовика XIV. Неурядицы подорвали здоровье художника, и, вернувшись в Мадрид, он сильно заболел. 6 августа 1660 года Диего умер от лихорадки. Через 8 дней его жена умерла, супругов похоронили вместе.

Интересные факты

Несколько увлекательных фактов:

  • В мастерской Веласкеса стояло личное кресло Филиппа IV — король был очень рад увидеть работу своего друга.
  • Ученик художника женился на его дочери, как сам Диего когда-то женился на дочери своего учителя.
  • Именем Веласкеса назван бульвар в Москве и кратер на Меркурии.
  • При рождении будущий мастер портрета получил фамилию матери Жером Веласкес.
  • Кладбище, где он похоронен, было разграблено французами, и неизвестно, где находятся останки художника.
  • Педагог-виртуоз Ф. Пачеко основал собственную художественную академию, которая существует до сих пор.
Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий