Музей Прадо
Эрмитаж
Лувр
Дрезденская галерея
Галерея Дориа Памфили, Рим
Биография:
Родители его матери были из Португалии. Всего в семье было 8 детей, старшим из которых был Диего. Став взрослыми, Диего и его брат Хуан взяли фамилию матери, так как этот обычай был очень популярен среди художников тогдашней провинции Андалусия.
Маленького Диего отдали учиться в мастерскую Франсиско Эрреры в 10-летнем возрасте, когда он очень рано проявил свой талант. Но его учеба здесь была недолгой — у мастера был отвратительный характер, и мальчик его терпеть не мог. Вскоре отец Диего отдает его учиться к другому художнику — Франсиско Пачеко. Срок обучения составлял шесть лет. Сам Пачеко был неординарной личностью – несмотря на то, что он был цензором и знатоком церковной живописи во времена Святой инквизиции, он был хорошим рисовальщиком, придерживавшимся школы Рафаэля и Микеланджело.
В школе Пачеко будущий мастер постиг азы своего ремесла и познакомился с такими же талантливыми, как и он, молодыми людьми — будущим скульптором и художником Алонсо Кано и другим титаном испанской живописи — Франсиско де Сурбараном.
Диего быстро стал не только студентом, но и членом семьи Пачеко, когда женился на его дочери. В браке родились две дочери, одна из которых, Игнасия, умерла в младенчестве.
Сдав экзамен на звание мастера под патронатом тестя, Веласкес стал членом гильдии живописцев в Севилье. Ранний период творчества Веласкеса в основном представлен работами в стиле, называемом бодегонами, то есть картинами обыденной жизни и посетителей испанских питейных заведений, называемых бодега. Уже эти работы говорят о большом живописном даре молодого художника, а его полотна неоднократно копировались и тиражировались как образцы высокого искусства. Особенно известной картиной этого периода является «Водоносец» с необычайно точным и эффектным изображением воды в каплях.
В этот период в картинах мастера можно заметить сильное влияние полотен Караваджо с характерно очень темным, почти черным фоном и выступающими из него освещенными частями изображения.
Карьерному развитию Веласкеса способствовали его родственники и знакомые, родом из Севильи. Первая попытка сделать его придворным живописцем не удалась, но лишь через пару месяцев они стали таковым все-таки из-за смерти предыдущего придворного живописца. По пути к новому месту назначения Веласкес написал портрет капеллана Луиса де Гонгора-и-Агорте, благодаря чему быстро стал популярным как портретист среди мадридской знати и богачей.
Умный молодой король Филипп IV высоко оценил художественный талант Веласкеса. Он принял его на должность, но ему было приказано работать исключительно на высокопоставленных дворян. К тому же головокружительный взлет Веласкеса заставлял других претендентов постоянно строить против него козни.
В 1629 году Веласкесу удалось совершить путешествие в Италию, где он познакомился со многими известными произведениями искусства. Это существенно повлияло на качество его живописи. Ее стиль стал свободнее, естественнее, избавился от излишней черноты и контрастности.
Зрелый период творчества художника характеризуется выполнением ряда работ для короля и придворных, предназначенных для украшения покоев и дворцов знати. Самое известное полотно — «Сдача Бреды» — многофигурная сложная композиция на исторические темы.
В 1648 году Веласкес во второй раз посетил Италию. Он приехал туда не только как известный художник, но и как тайный дипломат, посланный к Папе. Он завершил портрет Папы, потрясший Рим и всю Италию своим реализмом и талантливым образом.
Еще одна картина этого периода — «Венера перед зеркалом» — совершенно необычная как для самого Веласкеса, так и для испанской живописи в частности. Она полна чувственности и счастья, имеет ярко выраженный эротический подтекст, что полностью противоречит несколько примитивной и сдержанной испанской «католической» живописи.
В 1651 году художник вернулся в Испанию. В этот период его жизни были созданы всемирно известные Менины и Прядильщицы».
Как представитель двора, Веласкес принимал непосредственное участие в организации бракосочетания дочери испанского короля и короля Франции Людовика XIV.
Художник умер в возрасте 62 лет, похоронен рядом с женой в Мадриде. Гробницы не сохранились, но великие творения мастера пережили века.
Картины Диего Веласкеса
Портрет придворного шута «Эль Примо»
Конный портрет Гаспара де Гусмана
Портрет инфанты Маргариты
Портрет Хуана де Парехи
Завтрак
Портрет графа-герцога Оливареса
Портрет Хуана Матеоса
Венера перед зеркалом
Христос в доме Марфы и Марии
Менины
Портрет папы Иннокентия X
Триумф Вакха
Сдача Бреды
Вулканская кузница
Спиннеры
Поклонение волхвов