Галерея Уффици
Лувр
Национальная художественная галерея (Вашингтон)
Биография:
До недавнего времени шли споры о дате рождения художника и его происхождении. В трудах Вазари указано, что он родился в 1276 году в крестьянской семье по имени Бондоне. По другой версии, он родился во Флоренции и принадлежал к приходу церкви Санта-Мария-Новелла, на что указывают некоторые документы из этого города того времени. Согласно этой истории, отец был кузнецом. Недавно обнаруженные документы подтверждают дату рождения художника — 1266 год, в городке Веспиньяно, ныне называемом Виккьо, недалеко от Флоренции.
Существует множество легенд о том, как он стал художником, но все они были сочинены уже после его смерти и мало похожи на реальные истории. Рассказ Вазари о том, что Джотто был учеником Чимабуэ, также подвергается критике. Поскольку свои «Биографии» он написал через триста лет после смерти персонажа, трудно сказать, что его слова на 100% верны.
В 1301 году художник купил дом во Флоренции и женился, что подтверждено документально. Одной из самых ранних известных работ мастера являются фрески для церкви Святого Франциска в Ассизи. Так как там примерно за два года проделан очень большой объем работ, то нельзя сказать, что все они принадлежат кисти одного Джотто. Конечно, здесь работали несколько мастеров, но цельность идеи и общий стиль исполнения говорят о том, что работали они под руководством мастера и по его замыслу.
Одно из самых известных произведений художника — Капелла дель Арена в Падуе, его создание даже приписывают ему как архитектору. Достоверно известно, что корабль был расписан под его руководством, а роспись на стенах апсиды принадлежит его школе и была завершена примерно через 12-15 лет. Утверждать несомненное авторство Джотто позволяет документальное свидетельство современника событий.
Фрески в капелле дают нам представление о том, насколько художник опередил своих современников. Их размещают в строгом соответствии с геометрией помещения и уровнем освещения. Особый талант мастера проявился в использовании композиции, зачатков пространственно-перспективного видения.
Считается, что с 1315 по 1318 год художник находился в папском дворце в Авиньоне, где на него серьезно повлиял местный стиль живописи. По возвращении он расписал стены часовни Перуцци и часовни Барди в церкви Санта-Кроче (Святой Крест) во Флоренции. Наряду с традиционной живописью на открытом воздухе (по сырой штукатурке) использовалась техника секко (по сухой, предварительно смоченной штукатурке). Из-за этого часть красочного слоя плохо сохранилась.
В последние годы жизни художник был придворным живописцем в Неаполе, при дворе короля Роберта Анжуйского. В 1334 году ему было присвоено звание главного архитектора Флоренции. Он и его ученики работали над фресками в капелле Святой Магдалины, ездили в Милан для создания фресок в Аццоне Висконти. Джотто умер сразу после возвращения из этого города, в 1337 году, и был похоронен в Санта-Мария-дель-Фьоре. Из его восьми детей двое пошли по стопам отца, но даже близко не приблизились к его уровню мастерства.
Картины Джотто ди Бондоне
Мадонна Огнисанти
Поцелуй Иуды
Плачь о Христе
Стигматизация святого Франциска
Распятие
Часовня Барди
Поклонение волхвов
Мадонна с младенцем