Третьяковская галерея
Эрмитаж
Русский музей
Биография:
В 1807 году восьмилетний мальчик Фиделио Джованни (впоследствии переименованный в Федора Антоновича) приехал в Петербург со своим отцом, итальянским художником и реставратором Антонио Бруни. Он станет ярким представителем русского классицизма.
Малыш, родившийся в Милане в декабре 1799 года, рано проявил способности к рисованию. Его первым учителем был отец. В десять лет Федор сначала поступает в воспитательное училище Императорской Академии художеств, а затем в класс исторической живописи.
В 1818 году юноша завершил обучение, но академической стипендии для стажировки в Италии ему не присудили. Он отправляется туда самостоятельно, по настоянию отца. Юноша много работает: копирует фрески Рафаэля по заданию академии, пишет полотна на библейские («Святая Цецилия») и мифологические («Пробуждение благодати»). Первую известность и членство в Римской академии художеств в 1824 году ему дарит картина «Смерть Камиллы, сестры Горация», выполненная в лучших традициях классицизма. В то же время он создает великолепные гравюры по истории России, а сюжеты для них берет из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.
Лишь через 10 лет, в 1828 году, по указу императора Николая I молодой художник был удостоен стипендии и остался в Италии еще на 5 лет. В 1834 г. Ф. Бруни получил звание академика.
Через год он женится на Анжелик Черни, красивой и образованной девушке, с которой хочет прожить счастливую и долгую жизнь. Вернувшись с молодой женой в Петербург в 1836 году, Федор Бруни, в то время уже профессор, преподававший в Академии художеств, много работал над росписью церкви Зимнего дворца. В 1837 году он был в числе трех живописцев, сделавших этюды после смерти поэта, а его уникальный рисунок «А. С. Пушкин в гробу» получил широкое признание в России.
В 1838 году еще на два с половиной года супруги вновь отправляются в Италию, где мастер плодотворно работает над полотнами на библейские сюжеты («Богоматерь с младенцем, стоящим перед нею»). Для Казанского собора художник создает образ «Покрова Пресвятой Богородицы». Он заканчивает свою самую известную картину «Медный змей», которая была выставлена в 1841 году в Зимнем дворце и получила высокую оценку и небывалый успех.
Получив заказ на окончательную роспись Исаакиевского собора, в 1845 году Федор Антонович преподносит 25 картонов с библейскими сюжетами, двенадцать из которых выполнены в соборе.
Живописец много работает, пополняя эрмитажную коллекцию, так как в 1849 году он был назначен хранителем картинной галереи. Заслуги художника были высоко оценены, с 1855 года он становится ректором Академии художеств, которая под его руководством становится настоящим оплотом классицизма. В 1872 году его эскизы к росписи Храма Христа Спасителя были утверждены, но над ними уже работали его ученики.
Федор Антонович Бруни умер в Петербурге в 1875 году. Его произведения занимают достойное место среди шедевров в собраниях Государственного Русского музея, Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи.
Картины Бруни
Медный шланг
Смерть Камиллы, сестры Горация
Молитва на чашку
Богородица и младенец в розах