Музей Прадо
Эрмитаж
Биография:
Считается, что Рибальта был одним из первых, кто использовал специфическую технику освещения, разработанную Караваджо. После него в этом стиле начали работать многие испанцы, но в творчестве Рибальты это направление отмечено впервые.
В своем творчестве Рибальта опирался на достижения крупнейших художников своей эпохи. В его картинах заметно влияние титана Возрождения – Леонардо да Винчи, а также Якопо Бассано и Себастьяно дель Пьомбо. Картина Рибальти «Святой Лука» считается его автопортретом. В нем скрыт двойной смысл – евангелист Лука был живописцем и является небесным покровителем живописцев. Обычно он изображается глубоким стариком, а у Рибальти это мужчина средних лет с выразительным лицом, что в сочетании с характерной позой дает основание подозревать, что картина является автопортретом.
О личной жизни мастера известно очень мало. Он родился в семье носильщика в Сольсоне – маленьком городке в Каталонии. Когда мальчику исполнилось семь лет, он вместе с семьей переехал в нынешнюю столицу Каталонии – Барселону. Через девять лет ушел из жизни его отец, после этого будущий артист переехал в Мадрид. В столице Испании учился живописи у известного мастера Хуана Фернандеса Наваретта.
О сильном влиянии техники Караваджо можно судить по картине 1620 года «Святой Франциск, обнимающий распятого Христа». Полотно очень напоминает творения Караваджо, но только способом обработки света и тени. На нем все фигуры погружены в глубокую, бархатистую тьму, освещенную лишь отдельными деталями. В основном это сияющее в лунном свете обнаженное тело Христа и искаженное страданиями лицо святого Франциска. Интересно, что сам сюжет — полный анахронизм. Эти двое не могут встречаться в жизни, между ними около 1200 лет. На полотне отражен момент духовного единения святого и его Бога — распятого и преданного любимому своим народом.
До 1599 года Рибальта работал в сфере искусства в Мадриде, затем переехал в Валенсию. Среди его друзей был великий испанский драматург Лопе де Вега, что свидетельствует о довольно высоком положении мастера в обществе. Как и у большинства художников того времени, у него была своя школа, где обучались известные мастера Хосе де Рибера и Хасинто Херонимо де Эспиноса. Его родной сын тоже стал известным мастером. Хуан Рибальта отличался неповторимой манерой письма, но ранняя смерть помешала развитию его таланта. Он пережил отца всего на девять месяцев.
Сам мастер умер в возрасте 63 лет. Полотна Рибалты находятся в лучших музеях мира, в том числе и в Эрмитаже. Он художник с мировым именем, один из гениальных живописцев, прославивших испанское искусство на многие века.
Картины Франсиско Рибальты
Сенбернар
Пригвождение к кресту
Апостолы у гроба Христа
Проповедь Сан-Висенте Феррера