Метрополитен-музей
Музей Тиссена-Борнемисы
Музей Прадо
Биография:
Этот мастер родился предположительно в 1460-х годах в Нидерландах. Эта страна тогда была одной из провинций Испании, поэтому художника считают выдающимся представителем испанской живописи эпохи Возрождения. Даже его имя, известное нам сейчас, может быть только отсылкой к его происхождению — «Хуан да Фландес» может означать только «Ян из Фландрии». Его также называли просто Мастером из Гента или Яном Салартом. Точное название в истории не сохранилось.
Известно, что с 1496 по 1519 год он работал придворным художником у королевы Изабеллы Кастильской и других высокопоставленных лиц страны. Первое упоминание относится к 1496 г., и уже через два года оно было зафиксировано в документах в этом официальном положении. Он служил при дворе королевы до ее смерти в 1504 году. После этого в следующем году он переехал в Саламанку, где создал несколько картин для Алтаря Святого Михаила в местном соборе и для университета.
Через 4 года по заказу бископа де Фонсеки мастер пишет ретабло для Валенсийского собора. Это тип алтарного образа, принятый в Испании. Она состояла из 12 частей и сохранилась до наших дней, продолжая поражать верующих своей выразительностью, а ценителей искусства мастерством исполнения.
Жизнь художника оборвалась в Валенсии, предположительно, в октябре 1519 года, так как позднее в документах его жена фигурирует уже как вдова.
Считается, что в работах этого мастера сочетаются элементы фламандской и испанской живописи. Особенно заметно влияние на его творчество ван Эйка и всего Северного Возрождения в целом. Следует отметить, что испанская живопись, как и искусство многих других европейских стран, в тот период находилась под сильным влиянием голландской живописи.
При дворе королевы Изабеллы Кастильской художник создал значительное количество портретов членов королевской семьи, некоторые из которых сохранились до наших дней. Например, черты голландской живописи отчетливо просматриваются в портрете королевы Хуаны Безумной. Они заметны в тщательной прорисовке черт лица и в проработке мельчайших деталей, особенно в тонкой вышивке и позолоченном нарядном платье царственной особы.
Помимо выразительных и очень точных портретов, мастер активно писал работы на церковные темы. Помимо сохранившегося ретабло в Валенсии создали портативное произведение, включавшее целых 48 небольших изображений. К сожалению, не все из них выдержали испытание временем. Менее половины из них сейчас находятся в разных музеях и частных коллекциях мира. Его работы выразительны и запоминаемы, благодаря чему Хуан де Фландес считается первым, кто стал известным придворным художником и портретистом в Испании.
Картины Хуана Фландеса
Явление Христа Марии
Портрет девушки
Воскресение Лазаря
Иродиада. Месть
Святые Михаил и Франциск
Проповеди
Мадонна с младенцем перед пейзажем
Распятие