Эрмитаж
Музей Прадо
Биография:
Будущий художник родился в 1553 году в Вальядолиде. Документальных свидетельств о ранних годах его жизни очень мало, поэтому нет достоверных данных ни о его происхождении, ни даже о точной атрибуции большинства его картин.
Считается, что он переехал в Мадрид из Вальядолида в подростковом возрасте. В столице он стал учеником испанского художника, придворного портретиста Алонсо Санчеса Коэльо. По результатам анализа некоторых местных исследователей, молодой человек может быть родственником этого живописца, что вполне достоверно объясняет проникновение в мастерскую столь юного заезжего юноши.
В связи с тем, что он все время работал в мастерской Коэльо де ла Круза, почти не подписывал свои работы, возникало много трудностей при атрибуции произведений, принадлежащих ему и его учителю. В основном это делалось в прошлом и позапрошлом веках по результатам сохранившейся документации и анализа характера письма.
Только после смерти учителя Пантоха обрел самостоятельность и стал подписывать собственные полотна. В 1598 году он стал официальным придворным художником короля Филиппа III. С тех пор существует подробная документация его работы.
По мнению большинства исследователей творчества мастера, в его живописи сочетаются способ изображения лиц в духе венецианских художников и очень скрупулезная, скрупулезная и даже педантичная выписка мельчайших подробностей и подробностей, характерная для фламандской школы. Сначала, и это естественно, стиль работы де ла Круза сильно напоминал авторский почерк его учителя, но со временем у него выработалось самостоятельное видение парадного портрета. Считается, что лучшими работами художника являются портреты маленьких младенцев. Они мягче и нежнее, хотя и насыщены большим количеством деталей, как и остальные полотна мастера.
Он хорошо рисовал лица, но полная детализация по-прежнему была отличительной чертой его портретов. По картинам художницы буквально можно сосчитать крохотные стежки вышивки на одежде, каждую жемчужину и драгоценный камень в украшениях. По такой тщательной работе можно легко изучить историю испанской придворной моды того периода. Каждая складка ткани, вышивка, бант или кружево на месте и прорисованы с максимально возможным реализмом. Портрет становится близким к фотографии – мгновением, застывшим во времени.
В наше время есть сведения, что некоторые работы художника и его учителя принадлежат не их кисти, а выполнены итальянской художницей Софонисба Ангвиссола. Она была придворной художницей при испанском короле в то же время, что и Пантоха и Коэльо. Несмотря на некоторое сходство стиля живописи с работами на одну и ту же тему, нет никаких доказательств того, что картины принадлежали тому или иному художнику, так как они не были подписаны ими лично.
Картины Пантоха де ла Крус
Портрет Диего де Вильямайора
Объявление
Император Карл V
Рождение Христа