Национальная галерея (Лондон)
Биография:
Этот художник — один из ярчайших представителей английского искусства XVIII века. Критики часто называют его мастером светотени за то, что ему мастерски удавалось изображать различные эффекты от источников света, особенно от горящих свечей.
Творчество мастера формировалось под влиянием искусства Караваджо и его школы. Он построен на четких контрастах и использовании очень глубоких, почти черных теней. В результате освещенные детали и фрагменты тела кажутся особенно объемными, выпуклыми, буквально выпирающими из плоскости полотна.
Райт считается одним из первых художников, начавших рисовать на индустриальные темы. Он создал серию работ, в которых изобразил, как наука вышла из алхимии. Эта тема была очень популярна в то время, когда были сделаны самые значимые и фундаментальные научные открытия.
Отец артиста был юристом, в семье было пятеро детей, Иосиф был третьим ребенком по счету. В детстве он посещал местную школу и научился рисовать, копируя различные произведения искусства. В то время это было обычной практикой.
Приняв твердое решение начать карьеру художника, Райт отправился в Лондон, где три года проучился у Томаса Хадсона, учителя знаменитого Рейнольдса. Влияние учителя на ученика было очень велико, поэтому первые его работы были выполнены в стиле и творческом подражании Хадсону.
13 лет в начале карьеры будущий чемпион провел в родном Дерби. Здесь он познакомился с Джозайей Веджвудом, основавшим одну из первых промышленных компаний по массовому производству фарфора, а также с химиком Джозефом Пристли. Их эксперименты очень привлекали художника, поэтому он с большим интересом и удовольствием рисовал на научные сюжеты, например, «Планетарий» и «Испытание насосом».
Художник пытался продвигать свои картины, выставляя их в Лондоне, но всегда предпочитал жить в Дерби. В 1773-1775 годах он посетил Италию, где исследовал и зарисовал ряд остатков античной цивилизации, сделал копии столь же древних статуй и написал ряд пейзажей. Здесь ему довелось увидеть извержение легендарного Везувия. Это зрелище впечатлило и потрясло мастера, что он написал целую серию картин на эту тему.
Еще одним важным мотивом, характеризующим его работы того периода, являются многочисленные изображения пещер и гротов. В них, как и в других природных объектах, художника привлекало изображение света и тени, поэтому многие картины отражают вид из пещеры на внешний мир.
Райт попытался приобрести новую клиентуру и два года проработал в Бате. Но все было напрасно, ибо в городе все были безмерно увлечены творчеством Гейнсборо.
С 1778 года положение художника укрепилось, и он создает одно из самых известных своих произведений — серию портретов. Он начинает выставляться в Академии художеств и становится одним из ее членов.
Последние годы артиста были тяжелыми из-за болезни. Он умер в 1797 году. Похоронен в церкви, которая не сохранилась. Его останки в настоящее время захоронены на кладбище Ноттингем-Роуд.
Интересно, что большую часть своего дохода Райт получал от заказных портретов и сохранился в истории как автор одних из первых картин промышленной живописи.
Картины Джозефа Райта
Эксперимент с птицами
Внешний вид кузницы
Модель солнечной системы
Алхимик открывает фосфор
Три человека смотрят гладиатора
Философ при свете лампы
Индийская вдова
Мираван
Ромео и Джули
Мужчина копает яму
Извержение Везувия
Могила Вергилия