Эрмитаж
Национальная галерея (Лондон)
Метрополитен-музей
Биография:
Это была почти детективная история. Дело в том, что искусствоведы уже давно обратили внимание на несколько портретов и церковных росписей неизвестного средневекового мастера, хранящихся в музеях мира. Различия в манере письма не позволяли отнести их к одному художнику, жившему в то время. Даже авторы в Средние века еще не подписывали свои произведения, поэтому в честь одного из произведений — алтаря для Флемальского монастыря — его стали называть мастером из Флемаля.
И только в начале 20 века в результате кропотливых поисков в архивах, тщательного сопоставления фактов и дат удалось установить имя этого фламандского живописца — Роберт Кампен.
Сведений о начале его жизни почти нет. Говорят, что он, скорее всего, появился на свет около 1378 года в Валансьене, который был столицей графства Женнегау.
Первое упоминание о нем как о художнике, найденное в архивных записях, относится к 1406 году, а через четыре года он приобрел несколько домов и стал гражданином города Турн. Это позволило ему занять должность городского живописца.
Работа мастера идет хорошо, помимо работ для города, он выполняет заказы монастырей и состоятельных горожан. Много мастерства и души Робер вкладывает в написание складных алтарей, как домашних, малогабаритных, так и в полный рост.
Однако его изображения библейских сюжетов начинают все больше расходиться с принятыми тогда традициями. Золотой фон на картинах сменяется детализированным пейзажем, святые становятся похожими на живых людей, действие переносится в обстановку уютных голландских домов, тщательно детализируются детали интерьера и одежды (триптих «Благовещение»).
Его талант и мастерство наиболее полно раскрываются в великолепном исполнении «Фламандского алтаря» — святая Вероника предстает перед нами в образе обычной живой женщины, образ Спасителя Непорочного Зачатия невероятно верно написан на полотне в ее руках. Святая Троица, написанная серыми тонами в технике гризайль, выглядит как скульптура.
Большое количество заказов позволило ему открыть свою мастерскую в 1418 году и набрать первую группу учеников. В его мастерской обучались многие талантливые юноши, в том числе Жак Доре и Роже ван дер Вейден, которые закончили обучение в 1432 году и впоследствии стали известными художниками.
В 1423 году ремесленные гильдии Турна подняли восстание против власти патрициев, руководивших городом, в котором Роберт Кампен принял активное участие. После победы повстанцы избрали его в совет города, но вскоре во главе городской администрации вновь встали патриции. Приняв во внимание влияние и большой авторитет художника, мастера пригорают к шрафу и поломничеству. Но на жизни живописца это не очень сказалось, он по-прежнему продолжает заниматься любимым делом.
Кроме алтарных росписей пишет картон для гобеленов и гобеленов, создает эскизы к вышивке («Покровец со Христом»).
Одним из первых Кампен начинает писать необычайно реальные портреты людей, в которых ему удается передать внутренний мир человека. Образы отличаются индивидуальностью и ювелирными деталями («Женский портрет», «Портрет мужчины в красной чалме»).
О личной жизни Роберта Кампена известно немного. Женился он довольно поздно, жена была старше его на 7 лет. Не упоминается в архивах и о его детях. Кампен умер в городе Турне в 1444 году. Его вклад в развитие голландского искусства трудно переоценить. Творения художника по праву занимают достойное место среди шедевров Северного Возрождения.
Картины Робера Кампена
Благовещение (Алтарь Мероде)
Женский портрет
Мужской портрет
Мадонна с младенцем у камина
Рождение Христа
Портрет Роберта де Масмина
Христос и Богородица
Дева Мария во Славе