Эрмитаж
Лувр
Дрезденская галерея
Биография:
Между 1625 и 1629 годами де Хем жил в Лейдене, где также учился у Давида Байи. В декабре 1626 года художник женился на Алетте ван Веде. У пары было трое детей.
О жизни художника с 1631 по 1636 год почти ничего не известно, но, по некоторым данным, все это время он жил и работал в Амстердаме.
Вскоре живописец переехал в Антверпен, в 1636 году вступил в гильдию художников, а через год получил здесь гражданство. По словам самого де Хема, одной из причин переезда стало большее разнообразие и высокое качество местных фруктов и растений, которые можно запечатлеть на снимке.
Здесь в 1643 году умерла его жена. Де Хем не мог в одиночку воспитать троих детей, поэтому через год он женился на Анне Катерине Рюкерс из семьи клавесинщиков, у которой родилось шестеро детей. Впоследствии трое сыновей художника — Давид, Корнелис и Ян — учились у отца и помогали ему выполнять заказы. Кроме того, у художника было около 10 учеников, которые переняли его стиль и стали известными художниками-натюрмортами.
В Антверпене художник смог проявить свой талант и завоевать популярность, его считали одним из лучших живописцев своего времени. Так его портрет Вильгельма III Оранского был продан за 2000 гульденов и стал одной из самых дорогих картин Золотого века голландской живописи.
Сам художник едва успевал выполнять заказы, поэтому работал с сыновьями: они рисовали картины, он их исправлял и ставил свою подпись.
Залогом успеха де Хема была необычайная чуткость к изменениям моды и запросам покупателей, а также творческая гибкость и желание экспериментировать, пробовать свои силы в разных жанрах: он писал натюрморты, портреты и даже пейзажи. Если поначалу в его работах было сильно заметно влияние педагогов, то позже художнику удалось выработать свой неповторимый стиль.
Творчество де Хема отличает искусное построение композиции, выбор красок и деталей изображения. Чаще всего художник рисовал самые разнообразные цветы и фрукты, но самые известные его работы относятся к жанру так называемого роскошного натюрморта, получившего распространение в 1640-х годах, то есть натюрморта с богатым обеденным столом, полный еды и различных украшений. Этот жанр увлек де Хема после переезда в Антверпен, и это чувствуется в более высоком качестве картин и разнообразии предметов.
Творчество художника относится к стилю барокко. Со временем де Хем стал приверженцем жанра vanitas (от латинского — суета, суета), и в его натюрмортах появились символы хрупкости жизни: предметы роскоши, например, символизировали тщеславие, а распятие, окруженное венком — смерть. В таких картинах центральным мотивом часто был череп, лежащий среди цветущей растительности.
В 1667 г де Хем вернулся на родину, но через 4 года бежал, когда на город напали французские войска. Он жил в Антверпене до самой смерти. Художник похоронен в местной церкви Святого Павла, как и его сын Корнелис.
Работы Де Хема популярны и сегодня, многие из них хранятся в крупных художественных галереях мира — в Эрмитаже можно увидеть два его натюрморта с букетами в вазе. Несмотря на столь богатое наследие (более 100 работ), время создания известно только для 18 картин — дату художник указал только тогда, когда был уверен, что работа ее достойна.
Картины Яна Давидса де Хема
Цветы в стеклянной вазе и фрукты
Десерт
Роскошный натюрморт с попугаем
Цветы в вазе