Лувр
Галерея Офффици
Эрмитаж
Метрополитен-музей
Национальная художественная галерея (Вашингтон)
Биография:
О детстве и юности Шардена известно немного. Все его биографии начинаются с того момента, когда мастеру уже исполнилось 30 лет. Достоверно известно, что художник родился в семье столяра-краснодеревщика. Где Шарден получил художественное образование, также неизвестно, скорее всего, его школой является дом мастера Ноэля Куапеля, где мастер работал разнорабочим. Также достоверно известно, что на протяжении всей жизни Шарден не покидал пределов Парижа.
Работая в мастерской признанного мастера, юный Шарден выполнял поручения, связанные с изображением аксессуаров и деталей картин владельца. Необычайная скрупулезность и аккуратность в работе, ответственное отношение – все эти качества привели к тому, что все больше и больше деталей картин Куапеля выглядели лучше, чем работа в целом. Владелец Шардена, понимая, что из подмастерья вырос настоящий мастер, предлагает своему сотруднику отдать часть своих работ на выставку «дебютантов», которая проходила в Париже на площади Дофин.
На выставке работ Шардена их заметили. Впечатление было настолько сильным, что многие были уверены – перед ними работы голландских мастеров XVII века. Один из почетных членов Академии сделал предложение начинающему мастеру выставить свои работы в стенах самого престижного выставочного зала Франции. Проработав несколько лет разнорабочим, подмастером, помощником, Шарден становится членом Французской академии, пишется с формулировкой «иллюстратор фруктов и бытовых сцен».
Вся сою тральная жизнь художник писал жизнь «третьего сословия». Идя против моды, предписывавшей следование галантному стилю, пустому, но изысканному искусству, призванному украшать и оживлять интерьеры, мастер обрекал себя на вечную исключительность и неповторимость. Он получал заказы на натюрморты в стиле голландского барокко. А его жанровые произведения по достоинству оценили лишь самые проницательные современники (Дидро восхищался его картинами, а французские энциклопедисты бредили его произведениями в своих публикациях). Земляки забыли мастера сразу после его смерти. Потом была революция, всплеск романтизма, потом пышный пир застил работы реалистов XVIII века.
Только во второй половине XIX века, когда развитие живописи приблизилось к реализму, творчество Шардена стало образцом и высшим ориентиром для мастеров западной культуры. Работы мастера до сих пор вызывают восхищение не только ценителей искусства, но и самых неискушенных зрителей.
Картины Симеона Шардена
Девочка с воланом
Молитва перед обедом
Мыльные пузыри
Натюрморт с атрибутами искусства
Скат
Мальчик с юлой
Серебряная супница
Медный бак
Буфет
Цветы в вазе
Заботливая няня
Автопортрет в ручках