Третьяковская галерея
Биография:
Будущий живописец родился в крестьянской семье в небольшом селе Лужники Тульской губернии 13 декабря 1832 года. Начальное образование он получил в церковно-приходской школе, затем стал учеником иконописца.
Покупатель икон, приехавший в деревню из Москвы, обратил внимание на талант юноши и пригласил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Пукирев поступил туда в 1847 году и проучился 11 лет под руководством Сергея Константиновича Зарянко. Во время учебы он показал отличные результаты: на третьем курсе получил звание учителя рисования, а еще через несколько лет — внеклассного художника (за «Портрет М. Н. Облеуховой»).
Став самостоятельным художником, Пукирев зарабатывал на жизнь написанием портретов и икон на заказ. В 1860 г он получил ученую степень за произведение «Девушка», а с 1861 г жил на казенной квартире при училище и с 1861 по 1873 г был учителем.
Творчество художника очень разнородно: он писал в трех жанрах — иконы, портреты, бытовые картины — и в последних, в отличие от многих других живописцев, развивал разные темы: крестьянскую, купеческую и даже историческую.
Настоящим прорывом в жизни и творчестве художника стала работа «Неравный брак», представленная им на выставке в 1863 году. Зрителей поразили необыкновенно большие размеры картины, ее качество и действие — смелое заявление художника на актуальную тогда тему бесправия женщин.
Знаменитый коллекционер и меценат П. М. Третьяков купил работу и выставил ее в своей галерее, а Пукирев получил звание профессора живописи. Образ вызвал отклик в социальной сфере: многие мужчины среднего возраста отказывались жениться на молодых невестах.
Искусствоведы до сих пор не пришли к единому мнению, чьей историей вдохновлена картина — самим Пукиревым или его другом, купцом С. М. Варенцовым. Если верить первой версии, художник включил в произведение автопортрет, а несчастная невеста — его несостоявшаяся жена Варенцова Прасковья Матвеевна. В 1907 году В. Д. Сухов написал ее портрет карандашом, где подписал, что именно она изображена на картине «Неравный брак», а на момент создания рисунка женщина живет в богадельне.
После ошеломительного успеха живописец неожиданно предпринял две зарубежные поездки, чтобы посетить мировые художественные галереи. Обе гастроли были организованы членом Московского общества любителей художеств А. А. Борисовским.
Дальнейшая судьба художника сложилась куда печальнее: он и преподавал, и рисовал, но ни тот, ни другой не имели одинакового успеха — напротив, некоторые критики считали работы Пукирева посредственными, «ниже среднего художественного уровня».
И тогда, и сейчас многие считают его «художником одной картины». Тем не менее он пытался развиваться как творец, причем в разных направлениях: расписывал московские и провинциальные храмы и церкви, писал иконы вместе с коллегой А.К. Но каждую новую картину публика принимала все более холодно.
В 1873 году Василий Владимирович тяжело заболел — его мучили «сильные приливы крови к голове» — и он вынужден был оставить работу, лишь изредка создавая иллюстрации к русской классике — «Мертвым душам» Н. В. Гоголя и «Запискам охотник» И. С. Тургенева.
Несмотря на то, что коллеги обеспечили художнику пенсию, жил он крайне бедно и умер в нищете 13 июня 1890 года в возрасте 57 лет. Пукирева похоронили в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Картины Василия Пукирева
Другой брак
Приданое
В мастерской художника
Железнодорожное строительство