Лувр
Эрмитаж
Дрезденская галерея
Биография:
Будущий художник родился в простой семье, его отец был мыловаром. Еще в совсем юном возрасте он потерял родителей и лишился большинства ближайших родственников. Его художественные способности проявились рано, в 1790 году он начал заниматься рисованием, а в 1784 году провел четыре года в стенах Датской королевской академии изящных искусств, которая располагалась в Копенгагене.
Завершив обучение, молодой мастер вернулся в родную Германию и поселился в Дрездене. Здесь состоялось его знакомство с романтическим дрейством. Художественный стиль Фридриха испытал серьезное влияние со стороны многочисленных мастеров романтизма, влияние и знакомство с Гёте, философом Карусом и другими великими людьми эпохи.
В этот период артист знакомится с Дейлом и поддерживает с ним близкие отношения. Он любит путешествовать, поэтому часто путешествует по Европе, получая яркие впечатления от природы разных стран. В этот период до 1809 года Фридрих работает исключительно в рисовании, используя сепию или карандаш.
Осваивать живопись маслом он стал только после провечивания ризуна. Уже в следующем году его работы были признаны обществом и стали популярны среди ценителей искусства.
Романтизм Фридриха имеет ярко выраженный оттенок мистицизма и некоторой меланхолии. В его работах часто встречаются мотивы кладбищ, крестов, придорожных распятий, далеких городов и парусников, стоящих далеко в море. Эта тема одиночества и отрешенности от бурных радостей жизни вообще характерна для романтической живописи той эпохи, но работы этого художника приобрели специфический колорит, сделавший их легко узнаваемыми.
Некоторые работы мастера кажутся очень современными и порой трудно ассоциируемыми с картинами, созданными в начале XIX века. Например, полотно «Северный ледяной океан», которое раньше называлось «Сокрушающая надежду», выглядит абсолютно современно и даже авангардно в свободном использовании художником цвета и передаче форм и динамики ледяных глыб.
Картина «Этажи жизни» считается уникальным программным произведением художника. На нем изображены трое взрослых и двое детей – представители разного возраста, возможно, представители нескольких поколений одной семьи. Интересно, что они гуляют по берегу моря, в котором ровно одинаковое количество кораблей разных размеров. Проводится четкая ассоциативная линия с размерами парусников и возрастом персонажей.
Особенность полотна – мастерская передача ярких красок заката над морем. Они очень сочные и насыщенные, что делает картину современной и выразительной даже в наши дни.
Художник создал множество полотен, на которых отражаются реальные или воображаемые объекты, например, парящие храмы или ангельские фигуры. Некоторые картины художника по эстетике и стилю исполнения близки произведениям в типичном немецком стиле бидермайера.
В 1824 году мастер стал профессором Академии художеств в Дрездене. После него было немало афоризмов и размышлений о роли искусства.
Спустя 11 лет художник не смог продолжать заниматься любимым делом. Он заболел и был парализован. Все, что он мог делать в этот период, это рисовать сепией, создавая работы небольшого размера.
Жизнь талантливого художника закончилась в нищете в его любимом Дрездене. Эму было всего 65 лет. На долгие годы его искусство было забыто, вновь обрело популярность только в начале прошлого века с расцветом сюрреализма. Некоторые полотна мастера вполне можно считать первыми опытами в этом направлении.
Картины Каспара Фридриха
Вход на кладбище
Корабли в вечернем порту
Дерево с воронами
Мечтатель
Странник-над-морем тумана
Монах у моря
Меловые скалы на острове Рюген
Утро в горах