Русский музей
Третьяковская галерея
Биография:
Кустодиев родился в семье учителя семинарии в 1878 году в Астрахани. Судьба распорядилась так, что отец Бориса умер, когда мальчику было чуть больше года, и вся ответственность за его воспитание легла на хрупкие плечи матери – 25-летней вдовы с четырьмя детьми на руках. Несмотря на очень скромный доход, семья жила дружно, а материнская любовь освещала жизненные трудности, что позволяло формировать творческую личность. Именно мать, Екатерина Прохоровна, привила своим детям любовь к высокому искусству – театру, литературе, живописи. Такое воспитание четко определило будущее Бориса, и уже в 9 лет он знал, что хочет быть художником.
В 1892 году, после поступления в Астраханскую духовную семинарию, Кустодиев одновременно начал брать уроки у местного живописца А. П. Власова. По благословению Власова в 1896 году Кустодиев стал студентом Петербургской Академии художеств, а через два года был принят в мастерскую Ильи Репина. Великий художник сразу же обратил внимание на ученика и возлагал на него большие надежды, вылившиеся впоследствии в совместную работу над монументальным полотном — «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Результатом такого успешного старта стала защита задания с золотой медалью и практика за границей. В свое путешествие по Европе художник отправился с молодой семьей, недавно родившимся сыном и молодой женой — Юлией Евстафьевной Прошинской.
Затем, в 1905 году, отдавая дань судьбоносной встрече со своей любовью, Кустодиев построил домашнюю мастерскую «Терем» близ города Кинешмы, на Волге. «Терем» стал местом работы и творчества художника, и здесь почти каждое лето Борисом Михайловичем овладевало чувство, которое принято называть счастьем, вдохновляющее его на творчество и реализацию полноты жизни. Любимая жена, ставшая верной помощницей, сыном и дочерью в нерушимом понятии семьи, отразилась в творчестве художника и стала отдельной крупной темой в его живописи (картина «Утро»).
Годом ранее, в 1904 году, художник провел несколько месяцев за границей, в Париже и Мадриде, посещая выставки и музеи. Родные просторы звали Бориса Михайловича в Россию, и когда он вернулся на родину, Кустодиев окунулся в мир журналистики, сотрудничая с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта». Так первая русская революция вдохновила его попробовать свои силы в шаржах и карикатурах на государственных чиновников.
1907 год был богат событиями: поездка в Италию, увлечение скульптурой, членство в Союзе художников. А в 1908 году для Кустодиева открывается театральный мир — он работает декоратором в Мариинке. Популярность Бориса Михайловича растет, слава портретиста становится причиной известной работы Николая II в 1915 году, но задолго до этого, в 1909 году, в семью художника пришла беда – первые признаки хребтовой появилась опухоль пуповины. Несмотря на это, он продолжает активно путешествовать по Европе, и в том же году получает звание академика по живописи. Посетив Австрию, Италию, Францию и Германию, Кустодиев отправляется в Швейцарию, где проходит курс лечения. Затем в Берлине в 1913 году ему сделали сложную операцию.
Кажется, болезнь отступила и 1914 год ознаменовался выставками в галерее Бернхейм в Париже, международными художественными выставками в Венеции и Риме. В 1916 году Кустодиев перенес еще одну операцию в Петербурге, в результате которой был паралич нижней части тела и ампутация ног. С тех пор весь мир художника – это его пространство, память и воображение. Именно в этот период он написал свои самые яркие и праздничные картины, изображающие провинциальную жизнь («Купец за чаем», «Деревенский праздник») и красоту тела («Красавица»).
Но жизнерадостность и оптимизм не в силах побороть болезнь, которая по мере своего прогрессирования дарит художнику единственную прижизненную выставку собственных работ в 1920 году в Петроградском Доме искусств. Последние вехи в его жизни ознаменовались оформлением спектакля «Блоха» и участием в международной выставке в Париже.
В 1927 году, 26 мая, в возрасте 49 лет Борис Михайлович буквально умирает во время работы над эскизом задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха». Так завершилась непростая, но полная светлых и радостных ноток жизнь знаменитого художника, оставившего нам в наследство великие картины, демонстрирующие жажду жизни и познания.
Картины Бориса Михайловича Кустодиева
Масленица
Торговец чаем
Портрет Шаляпина
Стенды
Волга. Радуга
Деревенский праздник, 1910 г
Синий дом
Великолепный
Купание
Торговец мехом
Торговец с зеркалом
Торговец и домовой
Портрет Ивана Билибина
Московский трактир
Портрет женщины в синем
День Троицы
После шторма
Яблочный сад
Справедливый
На террасе
Земская школа в Москве-Россия
Большевик