Галерея Уффици
Национальный музей Каподимонте
Берлинская художественная галерея
Национальная галерея (Лондон)
Биография:
О жизни будущего чемпиона информации немного. Известно, что его дед был художником, специалистом по очень популярным тогда гробам, которые назывались cassone и часто использовались в качестве мебели. Поскольку такие гробы были великолепно украшены, некоторые исследователи творчества Мазаччо полагают, что он, возможно, научился некоторым навыкам своего искусства в детстве или унаследовал их как художественный дар.
Мальчик в раннем возрасте остался без отца, а когда умер отчим, оказался кормильцем довольно большой семьи. Кроме него и матери у нее был еще младший брат, тоже ставший художником, известный под прозвищем Скезда (щепка), а также две сводные сестры — дочери отчима. Прозвище брата указывает на его возможную связь с семейным бизнесом — изготовлением гробов.
Сам Мазаччо получил прозвище («неуклюжий, неряшливый») за глубокое погружение в свое искусство. Когда он творил, его ничего не интересовало, поэтому его одежду часто раскрашивали краской.
Мазаччо учился у других великих мастеров Возрождения, Донателло и Брунеллески, и взял лучшее из стилей этих художников и скульпторов, добавил свое видение мира и создал свой особый, узнаваемый стиль. Он был реалистичен и довольно точно воспроизводил облик людей, природу и архитектуру. В сравнении следует добавить, что в моде был романтический, искаженный «готический» стиль изображения.
За свою недолгую жизнь Мазаччо создал множество картин и фресок, в основном предназначенных для церквей. Широко известны такие его шедевры, как «Триптих Св. Ювенала», «Мадонна с младенцем и Св. Анной», Пизанский триптих, «Молитва о чаше», фрески капеллы Бранкаччи и «Сагра», или «Иллюминация», не сохранившаяся до наших дней, которая категорически не понравилась заказчику — монастырю кармелитов, но произвела на современников непреодолимое воздействие.
По сохранившимся описаниям, на ней было изображено шествие многих людей, но для нее была характерна реалистичность изображения и полное отсутствие пышности, столь характерной для парадной живописи того века. Кроме того, многие видели во фреске влияние древнеримской скульптуры и свободолюбивых идей Греции и Рима.
Помимо церковных росписей, есть образцы гражданских работ, мастерски выполненных Мазаччо. Это портреты, только один из них («Портрет молодого человека») точно идентифицирован, два других, скорее всего, копии. При всей классической форме картины в профиль в ней уже проявляются черты, характерные для картины эпохи Возрождения.
Не особенно популярный при жизни, художник после безвременной кончины в возрасте 26 лет стал образцом для подражания для многих последователей, в том числе для таких титанов Возрождения, как Рафаэль Санти и Микеланджело Буонаротти. Причина его смерти оставалась загадкой, как и его отец, который умер всего на год старше.
Картины Мазаччо
Мадонна с младенцем, Святой Анной и ангелами
Воскрешение сына Феофила
Изгнание из рая
Крещение неофитов Петром
Троица
Чудо со статером
Мадонна с младенцем
Распятие
Поклонение волхвов
Рождество
Триптих из Сан-Джовенале
Мадонна Кассини