Национальная галерея (Лондон)
Лувр
Метрополитен-музей
Музей Прадо
Музей истории искусств, Вена
Биография:
Можно сказать, что это, пожалуй, одна из самых противоречивых личностей в истории живописи. О Питере Брейгеле найдено всего три подлинных документа. Даже год и место рождения, вероятно, даются с 1525 по 1530 год. По одним источникам, художник родился в городке Бреда, по другим источникам в городке Брегель, деревне недалеко от городка Кампен. От нее он мог получить свою фамилию.
Также неизвестно, кто его родители, до сих пор считается, что он родился в крестьянской семье. Как и когда он начал проявлять интерес к рисованию, кто был его первым учителем и многие другие вопросы о жизни Петра в детстве и юности остались для потомков невыясненными.
В 1545 году по необъяснимым причинам молодой человек оказывается в Антверпене — большом, шумном, голландском портовом городе. Здесь он посещает мастерскую известного художника при дворе короля Карла V — Питера Кука ван Алста и берет у него уроки живописи. Но юный Брейгель предпочитает графику. Для этого он идет работать к предприимчивому Джерому Коку, который занимался печатанием гравюр и их продажей.
Первым известным официальным документом, упомянутым выше, является запись в журнале гильдии художников имени св. Луки, к которой Питер Брейгель присоединился в 1551 году.
Для того чтобы Брейгель был признан настоящим и полноценным художником, в 1552 году он отправился в путешествие по Италии, чтобы познакомиться с признанными мастерами, поучиться у них и создать собственные произведения, картины и гравюры.
Самое удивительное, что средиземноморские красоты и произведения итальянской живописи совершенно не повлияли на творчество этого странного голландца. Хотя очарование Рима, его античные памятники и фрески, знаменитые шедевры эпохи Возрождения, естественно, восхищали художника. Картина «Вид Неаполя», пожалуй, единственная работа из Италии — прекрасный вид на морской пейзаж. В итальянский период Питер Брейгель работал с мастером Джулио Кловио, который был известен своими миниатюрами, украшавшими молитвенники и богословские рукописи и книги.
Голландец провел в путешествии всего год, а когда вернулся в Антверпен, снова работал в типографии И. Кока, сделав множество гравюр на разные сюжеты.
В 1557 году он делает серию гравюр о смертных грехах. А в 1558 году была опубликована его первая картина «Падение Икара». Очень интересное произведение именно авторское представление об огромном внешнем мире и таком маленьком человеке по сравнению со вселенной. Затем идут картины «Триумф смерти» и «Падение ангелов».
1563 год — счастливый год для Питера Брейгеля, он женится на дочери своего бывшего учителя и переезжает в Брюссель. Регистрация брака Марии Ван Элст — второй известный и сохранившийся документ биографии Брейгеля.
Питер Брейгель Старший станет родоначальником целой династии художников. Два его сына Питер Брейгель Младший (Гельветик), Ян Брейгель Старший (Рай), внук Ян Брейгель Младший и правнуки Авраам и Ян также позже станут художниками.
Время с 1564 года можно считать временем расцвета творчества Брейгеля. Он автор таких произведений, как «Поклонение волхвов», замечательная серия картин «Времена года», «Перепись в Вифлееме», «Мизантроп», знаменитая «Вавилонская башня», «Свадебный танец».
Жаль, что об этом художнике известно мало сведений, ведь за всю свою жизнь он не нарисовал ни автопортретов, ни портретов своей семьи, не оставил ни писем, ни дневников. Кажется, он был вполне просвещенным человеком. И все же, для чего он жил, каковы были его мысли и как он понимал свою судьбу, можно только догадываться по его произведениям.
Например, «Триумф смерти» и «Расправа над младенцами» оставляют ощущение безысходности и тоски, а вот произведения «Крестьянский танец» или «Страна ленивых» радуют задором и юмором.
Вообще творчество автора отличается тем, что он всю жизнь писал простых, крестьянских людей. Возможно, из-за этого его прозвали Мужицким. Он не стремится передать точность характеров, но схватывает общий контур фигуры, ее характеристику.
Третий документ из жизни Питера Брейгеля — это документ о его смерти в 1569 году и погребении 9 сентября в городе Брюсселе.
До наших дней дошло не так много картин художника, но они заслуживают рассмотрения и оценки, в них есть смысл и размышления о жизни и месте человека в ней.
Картины Питера Брейгеля Старшего
Поклонение волхвов
Калеки
Урожай
Падение ангелов
Вавилонская башня
Триумф смерти
Охотники в снегу
Голландские пословицы
Падение Икара
Крестьянский танец
Притча о слепых
Детские игры
Битва Масленицы и Великого поста
Сбор урожая
Пейзаж с бегством в Египет
Избиение невинных