Галерея Уффици
Лувр
Музей Прадо
Пинакотека, Мюнхен
Национальная художественная галерея (Вашингтон)
Биография:
Среди выдающихся голландских живописцев, живших и творивших в XV веке, Рогир ван дер Вейден занимает достойное место. К сожалению, о нем мало что известно, потому что многие архивы погибли. Но сохранилась гравюра художника де Болонуа, изображающая худощавого человека с усталыми, но внимательными глазами, что позволило составить представление о его внешности.
Он родился в семье богатого ремесленника в 1399 или 1400 году. Город Турне входил в состав герцогства Бургундского, население говорило по-французски, поэтому младенца назвали Роже де ла Пастюр.
Скорее всего, он получил хорошее образование, так как впервые упоминается уже как Мастер Роджер. Но в возрасте 27 лет он поступил в ученики к известному художнику Роберу Кампену, чтобы получить звание мастера, что дало ему право открыть художественную мастерскую и набирать учеников.
После окончания в 1432 году юноша три года живет в Брюгге, где пишет запрестольный образ «Снятие с креста», а еще через три года его приглашают в Брюссель в качестве главного городского живописца. Здесь он меняет свое имя, по-голландски его теперь зовут Рогир ван дер Вейден. Под этим именем он будет известен многим поколениям.
У него было много работы. Помимо росписи панно Ратуши, о чем мы можем судить только по дошедшему до нас гобелену «Правосудие Траяна» (росписи уничтожены), юноша расписывает алтари для церквей и монастырей, работает по заказам богатые купцы и зажиточные горожане. В это время он создает известную картину «Святой Лука, рисующий Мадонну».
Рогир ван дер Вейден открывает собственную мастерскую, где набирает множество учеников, что позволяет ему справляться с большим количеством заказов. Считается, что у него учился и великий Ганс Мемлинг.
Его творчество становится известным во Франции, Испании, Германии. Испанский король Хуан II Кастильский заказал ему алтарь для монастыря Мирафлорес, а увидев готовую работу, назвал мастера «Великим Фламинго».
Художник создает великолепные образы высокопоставленных вельмож при бургундском дворе, в том числе портрет Филиппа III Доброго. Прекрасные женские образы также принадлежат его кисти. Ему удается не только детально передать внешность людей, подчеркнуть их индивидуальность, но и раскрыть внутренний мир («Портрет Изабеллы Кастильской»).
Одно из самых известных произведений мастера — «Полиптих Страшный суд», написанный им для бургундского канцлера. Запрестольные образы занимают большую часть его творчества, потому что он был очень благочестивым, глубоко верующим человеком и жертвовал большие суммы монастырям и церквям, в том числе и в родном Туре.
В 1450 году художник посещает Италию, где не только знакомится с работами живописцев, но и выполняет несколько картин по заказу семьи Медичи. Влияние итальянских мастеров чувствуется и в его поздних работах (триптих «Семь таинств»).
Он женился на дочери сапожника в возрасте 26 лет и имел несколько детей. Один из его сыновей, а затем и внук продолжили дело художника, но никому из них не удалось добиться его известности и известности.
Живописец работал до последнего своего дня, он умер в 1464 году в Брюсселе. Его великолепный диптих «Распятие» («Голгофа»), написанный им в конце жизни, очень аскетичен и полон трагедий.
Его картины навсегда останутся в числе шедевров средневекового европейского искусства.
Картины Рогира ван дер Вейдена
Положение в гробу
Мария Магдалина
Портрет дамы
Снятие с креста
Мадонна со святыми
Мадонна в красном
Алтарь «Семь Таинств»
Алтарь Святого Колумба