Третьяковская галерея
Биография:
В семье живописца он был не единственным, кто обладал несомненными способностями к искусству. Во многом его жизненный путь был предопределен известными родственниками: отцом, скульптором Ф. Ф. Щедриным, и дядей С. Ф. Щедриным, который, будучи преподавателем в Академии художеств, внес значительный вклад в огранку таланта мальчика.
В девять лет будущий художник поступил в пейзажный класс Академии художеств. Его главным наставником был М. М. Иванов. Обучение юного студента проходило успешно, он неоднократно награждался медалями за выдающиеся артистические способности. Свою последнюю медаль он получил по окончании академии. У него также была возможность выезжать за границу, чтобы перенимать опыт зарубежных художников.
Из-за политической нестабильности Щедрин смог приехать в Италию только в 1819 году. Оказавшись в стране, где сильны исторические традиции живописи, он приложил все усилия, чтобы изучить тонкости художественного мастерства в мельчайших подробностях.
Переезжая из Рима в Неаполь и обратно, мастер запечатлел на своих полотнах красоту итальянской природы и исторических городов. Мастерство Щедрина быстро принесло ему известность и признание в Италии.
Щедрин проникся большим интересом к передаче тончайших настроений природы, совершенствованию своего мастерства и изображению природы Неаполя. Привыкнув в России к определенному маньеризму, художник стал отходить от него и переходить к живости и чувствительности. Особенно его интересовали морские пейзажи и тонкости игры света. Неслучайно даже итальянцы, не имевшие недостатка в живописных шедеврах, часто приобретали картины художника.
Оригинальные произведения Щедрина предвосхищают направление дальнейшего развития искусства. Пейзажи, написанные в Неаполе, в корне отличаются от типичных произведений того времени. В основном речь идет о концентрации на безупречной передаче света и его влиянии на естественную жизнь, что впоследствии будет характерно для импрессионистов.
Гениальное предвидение революции в самом принципе живописи, которой суждено совершиться в конце века, говорит о том, что Щедрин действительно был талантлив. Однако, предвидя грядущую революцию, художник не выходил за рамки классической школы и передавал поэзию природы преимущественно традиционными средствами.
Мастерство автора выглядит тем более значительным, что, несмотря на это, ему удалось сохранить свою индивидуальность. Поэтому неудивительно, что появившаяся позже плеяда замечательных русских пейзажистов не затмила своим величием имя Сильвестра Щедрина и хорошо сохранилось в памяти ценителей искусства.
Он умер в 1830 году за границей, так и не успев вернуться на родину.
Картины Сильвестра Щедрина
Новый Рим
Капучини под Сорренто
Терраса у моря
Веранда с виноградной лозой