Натюрморт – это направление в искусстве. Художник не пишет «с натуры». Он предварительно комбинирует отдельные предметы и расставляет их в интерьере в соответствии со смысловой задачей, и только потом творит. На таких полотнах изображены самые обычные вещи: от еды до мертвых животных. Это обязательно неподвижные объекты в безвременном пространстве.
- История возникновения жанра
- Распространенные сюжеты
- Стили
- Направления искусства
- Развитие в России
- Используемые материалы
- Значение в академической живописи
- Известные художники
- Питер Клас (1597-1661)
- Ян Давидс де Хем (1606-1683/1684)
- Джузеппе Рекко (1634-1695)
- Франц Ксавер Адреас Петтер (1791-1866)
- Жорж-Пьер Сера (1859-1891)
- Поль Сезанн (1839-1906)
- Винсент Ван Гог (1853-1890)
- Натюрморты — шедевры мирового искусства
- Современные российские и украинские художники
- Тема натюрмортов — еда
История возникновения жанра
Термин «натюрморт» пришел в мировой язык из Франции. «Nature morte» буквально означает «мертвая природа, природа», то есть полностью отражает суть направления — мертвые животные, собранные фрукты, срезанные цветы.
К далеким предшественникам жанра можно отнести сюжетные композиции из Древнего Египта. Фрески содержали изображения предметов, которые будут служить умершему в загробной жизни. На картине Плиния Старшего есть описание натюрморта. Он восхищается полотнами Зевксиса (420-380 гг до н э.), которые искусно изображают птиц, виноград, бокалы с вином.
В Средние века практически отсутствуют произведения натюрморта. Формирование стиля как отдельного жанра началось в 16 веке в странах Северной Европы. Караваджо и Ян Ван Эйк часто изображали фрукты и цветы на христианских картинах. В XV-XVI веках черты жанра уже более отчетливо просматриваются в творчестве художников. Благодаря Караваджо, Бонци, М. Кампидольо, Э. Баскенису показаны стиль натурализма, мощная светотень и культура изображаемых предметов. Живописные и красивые полотна создаются с помощью специально расставленных предметов.
Якопо де Барбари — Натюрморт в Мюнхене
Одной из самых первых работ в этом направлении является полотно «Мюнхенский натюрморт» Якопо де Барбари (1460-1516). Это изображение перчатки на фоне арбалетного болта и куропатки, созданное художником в 1504 году.
Расцвет стиля приходится на 17 век, особенно это заметно у фламандских и голландских творцов. Ярчайшим представителем того периода был Ян Брейгель Старший (1568-1625). Честь пришла к нему благодаря умению передать в своих картинах бархатистость цветов и листьев. Он всегда рисовал с натуры, чтобы изобразить цветение растения, не мог ждать ни одного месяца. Красота натюрморта показана в его работах: «Букет цветов», «Ваза с цветами» и многих других.
В этот же период зародилось аллегорическое направление «Ванитас». Термин взят из Библии и трактуется как «суета сует — все суета». Основой композиции является человеческий череп. Суть полотен в том, чтобы напомнить человеку о быстротечности жизни, о том, что все радости напрасны, смерть все равно приходит.
Первой работой в этом жанре считается произведение Якоба де Хайна II «Ванитас». Центральную часть полотна занимает человеческий череп, над которым находится мыльный пузырь, означающий начало скоропостижной смерти. Монеты говорят о человеческом тщеславии, а тюльпаны – о безответственном отношении к жизни.
Ванитас
Джейкоб де Гейн
В середине 19 века интерес к жанру возрос, но художники отошли от фотореалистичной живописи, «деревенского» творчества, так как фотоаппарат уже был изобретен. Начинаются эксперименты с формами и цветами, способами нанесения краски.
Демонстрируются постимпрессионистские изображения, подчеркивающие свежесть первого впечатления. Матисс А с рядом работ: «Подсолнухи в вазах», «Фрукты и кофейник» считаются яркими представителями направления того периода».
Персики и груши
Поль Сезанн
Сезанн П создает большие работы «Персики и груши», «Фрукты», он абсолютно уверен, что восприятие пространства полностью зависит от цвета.
В Российской империи натюрморт долгое время не считался отдельным направлением живописи. Но в 18 веке в моду вошли лопаточные блюда. Г. Н. Теплов становится ярким представителем стиля. (1717-1779). В 20 веке направление стало расцветать, художники проводили смелые эксперименты с формами, цветами и композициями.
В 50-х годах прошлого века стиль закрепляется в живописи, с одновременной приостановкой развития.
Букет полевых цветов
Эрдяков А.П
21 век характеризуется стиранием границ, натюрморт становится частью фотореализма. Среди самых ярких представителей направления в России можно выделить Ердякову А.П с полотном 2009 года «Букет полевых цветов».
Распространенные сюжеты
Выбор действий для письма при становлении жанра приходится на «спокойную жизнь вещей». Фламандские художники рисуют только что выловленных из прудов рыб, обезьян, растения в вазе, книги, фрукты, посуду. В произведении Яна Давидса де Хема «Цветы в вазе» сломанные растения символизируют грех жизни, полевые цветы символизируют чистоту и непорочность.
Голландские мастера не включают людей в свои композиции. Обычно это стол, на котором изображены кувшин, предметы быта, чашка, как на полотне Виллема Класа Хеды «Натюрморт с трубами жаровни».
Цветы в вазе
Ян Давидс де Хем
У итальянских мастеров преобладают музыкальные инструменты, они изображены в разных ракурсах: картина Эваристо Баскениса «Натюрморт с музыкальными инструментами».
До 18 века преобладали цветочные композиции. Они символизируют хрупкость жизни на земле и быстротечность земных удовольствий. Часто полотна дополнялись фруктами, графинами.
Натюрморт с жаровней
Голова Виллема Класа
В работах Винсента Ван Гога летние букеты представлены в разных вариантах, но в основном они солнечные.
В современном искусстве нет границ. На полотнах мастеров можно увидеть кофе, фрукты, книги, даже пустые пивные банки.
Стили
Несмотря на кажущуюся простоту, натюрморт многогранен. С помощью светотени можно было добиться идеальной формы предметов, выдерживая пропорции. В связи с высокой конкуренцией в период зарождения популярности жанра сформировались определенные стили:
- цветочный, самый массивный;
- цветочно-фруктовый, с пиком популярности в 17 веке;
- тональные, полотна в этом случае имели множество коричневых и серых оттенков;
- кухонный или бытовой стиль, с включением сцен из быта;
- рыба, служившая своеобразной данью морякам;
- роскошная, отражающая богатую жизнь нового класса буржуазии;
- охота, на полотнах обязательно изображалась битая дичь, оружие;
- «накрытый стол», то есть с выставкой деликатесов и национальных продуктов;
- «фиктивное» или почти трехмерное изображение, которое трудно отличить от фотографии или реальности.
И конечно же неординарный стиль Vanitas. Картины обязательно содержали предметы, напоминающие нам о хрупкости жизни.
Направления искусства
Искусство постоянно развивается, поэтому не имеет четко очерченных границ. Большинство направлений сильно переплетены. По стилю исполнения выделяют следующие направления:
- Академизм. Это фактически обобщенные достижения творцов Возрождения. В эту группу войдут изящные рококо, ампир. В жанре писали многие известные мастера: Исаак Левитан (1860-1900) «Лесные фиалки и незабудки» (1889), «Васильки» (1894). Советский художник А. Никич-Криличевский (1918-1994) «Этюд с медалями» (1951), «Счастливая неделя» (1966).
- Кубизм — модернистское течение. На полотнах мастеров объемные объекты изображены в двухмерной плоскости. Направление сформировалось в начале 20 века. Ярким представителем является Хуан Грис (1887-1927) и его «Натюрморт с бутылкой и ножом» (1912). Не говоря уже о Пабло Пикассо (1881–1973) и его «Натюрморте с бутылками ликера» (1909), «Натюрморте с бычьим черепом» (1939).
- Импрессионизм. Картины этого стиля почти полностью лишены деталей, автор пытается передать общее впечатление от увиденного. Эдуард Мане (1832-1883) был выдающимся импрессионистом: «Натюрморт с цветами» (1880), «Сирень и розы» (1883). Камиль Писсарро (1830-1093) стал известен своими полотнами в этом стиле: Ваза с тюльпанами (1900), Букет цветов (1873).
- Абстракционизм. Основная суть направления – вызывать разные ассоциации у зрителей. Стиль предполагает полный отказ от передачи реальности в изображение, главное добиться гармонии цветовых сочетаний и форм. Ярчайший представитель направления – Пабло Пикассо (1881-1973), работавший в разных направлениях. В стиле абстракционизма представлены: «Натюрморт с грушами и кувшином» (1960), «Натюрморт с лимоном и апельсином» (1936).
Натюрморт можно найти в самом авангардном направлении – сюрреализме. Для стиля характерны сочетания форм, которые в реальной жизни совершенно несовместимы. Суть направления можно понять по картинам Сальвадора Дали (1904-1989) «Живой натюрморт» (1956), «Появление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
В современном искусстве жанр проник практически во все направления и стили, включая фотореализм, поп-арт и нео-поп.
Натюрморт с неделей
А. Никич-Крыличевский
Учеба с медалями
А. Никич-Крыличевский
Васильки
Исаак Ильич Левитан
Древесные фиалки и незабудки
Исаак Ильич Левитан
Букет цветов
Камиль Писсарро
Ваза с тюльпанами
Камиль Писсарро
Натюрморт с бутылками ликера
Пабло Пикассо
Натюрморт с грушами и кувшином
Пабло Пикассо
Натюрморт с лимоном и апельсином
Пабло Пикассо
Натюрморт с бычьим черепом
Пабло Пикассо
жить натюрмортом
Сальвадор Дали
Внешний вид лица и ваза с фруктами на берегу моря
Сальвадор Дали
Натюрморт с бутылкой и ножом
Хуан Грис
Натюрморт с цветами
Эдвард Мане
Сирень и розы
Эдвард Мане
Развитие в России
Несмотря на непривлекательность стиля у русских художников, тенденция видна в полотнах, посвященных каноническим сюжетам. Хруцкий Иван Трофимович (1810-1885) стал первым художником, разработавшим этот стиль в России. Известность к нему пришла благодаря написанию групповых портретов и натюрмортов.
Хруцкий работал в академическом стиле. В 1832 году он написал два самых известных своих натюрморта: «С вазой» и «С птицей». В 19 веке он стал самым «покупаемым» чемпионом империи.
В начале 20 века жанр в России приобрел необычайную популярность. Именно тогда этот стиль становится похожим между всеми направлениями. Всего за 15 лет жанр прошел тернистый путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Многие художники смогли отличиться в этом направлении:
- Николай Сапунов (1880-1912): «Цветы и вазы на розовом фоне» (1910), «Вазы, цветы и фрукты» (1912). Создатель понес внезапную смерть из-за того, что утонул в Финском заливе.
- Петр Кончаловский (1876-1956): «Картон и зеленый картон» (1912), «Пурпурный» (1951).
- Кузьма Петров-Водкин (1878-199): «Черемуха в стакане» (1932), «Натюрморт с буквами» (1925).
- Игорь Грабарь (1871-1960): «Хризантема» (1950), «Грязный стол» (1907). Несмотря на склонность автора к импрессионизму, Грабарь пытался найти новые художественные приемы, усложнить композиции и приемы исполнения.
- Илья Машков (1881-1944), видный представитель постимпрессионизма. Среди наиболее ярких работ: «Клубника и белый кувшин» (1943), «Плоды с сельскохозяйственной выставки» (1939), «Московская еда. Хлеб» (1924).
Во второй половине 20 века появилось несколько интересных творцов. Например, Владимир Вейсберг (1924-1985), который показывает на своих полотнах предметы правильной формы, а цветовые решения сводит к минимуму: «Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой» (1970), «Натюрморт с чайник и лимон» (1958).
Сергей Андрияка, 1958 года рождения, творит по сей день. Он член Российской академии художеств, пишет акварелью. У него много интересных и очень известных работ: «Восточный натюрморт» (1991), «Домашние пироги» (2001), «Чайники» (2002).
Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой
Владимир Вайсберг
Неопрятный стол
Игорь Грабарь
Хризантема
Игорь Грабарь
Клубника и белый кувшин
Илья Машков
Московский снег. Хлеб
Илья Машков
Фрукты с сельскохозяйственной выставки
Илья Машков
Натюрморт с буквами
Кузьма Петров-Водкин
Черемуха в стакане
Кузьма Петров-Водкин
Вазы, цветы и фрукты
Николай Сапунов
Цветы и вазы на розовом фоне
Николай Сапунов
Ящик и зеленый картон
Петр Кончаловский
Сирень
Петр Кончаловский
Восточный натюрморт
Сергей Андрияка
Домашние пироги
Сергей Андрияка
Чайник
Сергей Андрияка
Используемые материалы
Современное искусство не предъявляет требований к технике выполнения натюрморта. Это может быть акварель, карандаш, гуашь или масло. Инновации и изобретательность приветствуются. Это может быть индивидуальный способ нанесения красок или их смешивание, сочетание акварели и карандаша.
рисунок карандашом – древнейший вид рисования. Техника требует от мастера тщательного анализа света и теней. Интересным представителем стиля является JD Hillberry. Мастер, который сделал все, чтобы выйти за рамки экспрессии и реализма. В своей работе он использует древесный уголь и графит.
Акварельные техники более сложны. Работать с ней кажется легко, но это ощущение обманчиво. Конечный результат будет зависеть от правильного смешивания краски и воды. Илья Репин начал работать с этой техникой. Среди интересных современников можно выделить корейского мастера Шин Чен Сика. Его работы отличаются красочностью, чистотой линий и прозрачными красками. Все детали четко проработаны, что дает эффект фактуры.
Акварельный натюрморт
Масляная краска используется в искусстве с 15 века. Они легко растушевываются и не высыхают в течение длительного периода времени. Существует 2 основных способа нанесения: с грунтовкой и без нее. В первом случае потребуется тщательная подготовка, а вторая техника позволяет творить даже неподготовленным художникам.
Гуашь известна человечеству со времен Средневековья. Очень часто его смешивали с акварелью, чтобы получить неповторимый оттенок. Гуашь часто использовалась для создания эскизов в эпоху Возрождения. Популярность вернулась к нему в конце XIX — начале XX веков.
Значение в академической живописи
Для оттачивания навыков и мастерства в художественных школах часто используют натюрморт с геометрическими фигурами карандашом. Работа с таким рисунком всегда ведется в определенной последовательности:
- построить композицию;
- создание эскизов;
- рисунок с натуры;
- нанесите тон.
Это позволяет новичку приобрести сразу несколько необходимых навыков и, самое главное, создать выразительную композицию. Учащиеся учатся различать предметы. Обучение обычно начинают с рисования геометрических объектов, например гипсового куба и/или цилиндра, то есть по принципу «от простого к сложному».
Известные художники
В разные эпохи отношение к жанру менялось, были периоды, когда казалось, что он безнадежно забыт. Но уже более 4 веков в этом направлении работают великие художники, творчество которых поражает даже сегодня.
Питер Клас (1597-1661)
Голландский писатель, считающийся основоположником гарлемской школы натюрморта. Условно его работу можно разделить на 2 направления: «завтраки», «банкеты» и «ванитас». Особый акцент мастер делал на богатстве оттенков и световоздушной среде.
Ян Давидс де Хем (1606-1683/1684)
Мастера из Нидерландов. Слава пришла к нему благодаря прекрасному переносу на холсты изображений фруктов и цветов.
Джузеппе Рекко (1634-1695)
Итальянский живописец из семьи художников, известный своими натюрмортами. Он считается самым талантливым членом семьи Рекко. Его работы представляют собой жанровый синтез ломбардской и неаполитанской живописи.
Франц Ксавер Адреас Петтер (1791-1866)
Это самый яркий представитель периода расцвета бидермейера в Австрии. Автор отдал предпочтение цветочно-фруктовым композициям.
Жорж-Пьер Сера (1859-1891)
Великий постимпрессионист. Он стал основоположником стиля пуантилизм — особой передачи цветов и оттенков и дал толчок развитию неоимпрессионизма. Его работы признаны иконой живописи 19 века.
Ваза с цветами
Жорж-Пьер Сера
Поль Сезанн (1839-1906)
Он является ярким представителем постимпрессионизма. Он получил признание за свою работу только в конце жизни. Он создал около 800 работ, работал акварелью, маслом и другими техниками.
Натюрморт с драпировкой
Поль Сезанн
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Постимпрессионист, повлиявший на развитие живописи в 20 веке. Под его кистью вышло более 2100 работ. При жизни его творчество не пользовалось особой популярностью. Но в 1990 году картина «Портрет доктора Гаше» (1890) была продана за 82,5 миллиона долларов.
Натюрморты — шедевры мирового искусства
В мире большое количество гениальных художников, их творчество отличается оригинальностью и многогранностью. При формировании стиля каждый выбрал свой индивидуальный подход и жанр.
Подсолнухи
Винсент Ван Гог
Художник создал 2 цикла картин. Первая посвящена лежащим растениям, вторая демонстрирует цветы в вазе.
Занавес, кувшин и ваза с фруктами 1889 г
Поль Сезанн
Это одна из самых известных и дорогих работ живописца. На полотне следует отметить двойную перспективу, которая буквально завораживает своими неуравновешенными частями.
Налог 1728
Жан Батист Симеон Шарден
Картина хранится в Лувре. Несмотря на простоту сюжета, он поражает плавной естественностью и утонченной реалистичностью. В композицию введен необычный элемент жанра — живой кот.
Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой 1633
Франсиско де Сурбаран
Мастер специализировался на религиозной живописи. Это единственный натюрморт, датированный самим мастером.
Корзина яблок 1895
Поль Сезанн
На картинке четко видны 2 ракурса. Неуравновешенные детали, наклоненные предметы — попытка мастера изменить традиционное понимание и технику исполнения.
Натюрморт 1956
Джорджио Моранди
Картина написана маслом и находится в частной коллекции. Полотна итальянского автора являются самыми узнаваемыми во всем мире. Кредо создателя – «красота в простых вещах».
Корзина с фруктами 1599
Караваджо
Полотно настолько натуралистично, что зритель становится настоящим соучастником изображения. Творец умело сумел передать неизменность бытия, после буйного цветения всегда наступает тление и смерть.
Vanitas со скрипкой и стеклянным шаром 1628 г
Питер Клаас
Картина выполнена в безупречном стиле, который заканчивается экзистенциальной грустью. Мастер умело передал нестабильность мирского существования. При этом в стеклянном шаре присутствует отражение художника, а значит, полотно на самом деле является автопортретом.
Натюрморт № 30 1962 г
Том Вессельман
Эта работа американского поп-исполнителя является самой узнаваемой. На полотне представлены не плоды, а самые обычные вещи, которые окружают современного человека.
Современные российские и украинские художники
Вадим Долгов
История натюрморта имеет интересное прошлое и увлекательное будущее. Несмотря ни на какие преграды, жанр будет развиваться и вдохновлять не одно поколение художников.
Лариса Новиченко
Александр Разбейков
Художник работает как с традиционными материалами, так и с компьютерной графикой
Елена Сальникова
Павел Флорианчич
Фантастический натюрморт в гиперреализме от словенского художника Павла Флорьянчича (Pavel Florjancic)
Тема натюрмортов — еда
Чай с лимоном — Евгения Корнеева
Круглые детали
Хурма и сливы
Фламандский натюрморт с рыбой и кошкой
Хлеб, колбаса и огурец
Франсиско Гойя, «Три жаркого из лосося», Франция, 1808–1812 гг
Филиппова Ксения — Солнечный завтрак
Суши акварель
Торты
Черничный пирог
Пирожные с клубникой и кремом
Луис Эгидио Мелендес — Натюрморт с колбасой и ветчиной
Маленькие булочки
Печенье Юбилейное Елена Швед
Красный мак — Евгения Корнеева
Колбаса и хлеб
Елена Гагарина — Борщ
Валики для масляной живописи
Елена Шумакова — Натюрморт с яичницей
Евгения Корнеева
Евгения Корнеева — Вечер с приключением
Виктория Кравченко — Чаепитие
Блины
Ольга Григорьева-Климова — Коробка для пиццы
Пицца с маслом большими слоями
Полина Девтерова — Чашка чая
Круглые детали
Доброе утро
Яйцо и кувшин