Описание картины:
Картина также известна под громким названием «Петроградская мадонна» и является одной из самых известных и значительных в творчестве Кузьмы Петрова-Водкина. Картина эпохи, исторический символ, рассказывающий нам о настроениях и событиях революционного города, поражает своей реальностью и простотой.
В центре произведения стоит простая женщина в белоснежном платке, прижимающая к груди младенца. Ее лицо похоже на иконописный лик, а в глазах читается забота и смирение. Младенец на руках явно ровесник переломного 1917 года. Сколько таких матерей и детей? Однако, несмотря на кажущуюся простоту, фигуры героев читаются зрителем как знаковые и символические.
Героиня воспринимается как мать всех детей, безмолвная свидетельница страшных событий, забросивших многие судьбы под муху истории, породивших страх, нищету и лишения. Потрясающие работы художника! Некоторые критики олицетворяют эту женщину с Россией того периода, а есть и те, кто считает, что образ является предвестником более известного идиоматического выражения «Родина-Мать», которое будет пролоббировано намного позже.
Фон картины также очень красноречив. Внимательный зритель заметит изобилующие на стенах листовки — очевидцы этих событий вспоминали, как на каждом шагу их встречали стены, обклеенные воззваниями и революционными манифестами. И толпы выглядят очень растерянными и задумчивыми. Собираясь группами, люди обсуждали между собой насущные вопросы (например, где взять хлеба), делились новостями и слухами.
Улицы города выглядят слишком широкими и оттого еще более заброшенными, а дома строгими и мрачными. Кое-где можно увидеть битое стекло, что говорит о толпе. Скорее всего, люди всей силой своего праведного гнева громили административные здания Временного правительства.
В целом архитектура города на картине выглядит величественно и напоминает нам живопись эпохи Возрождения. Эта интерпретация верна и не случайна. Так Владислав Ходасевич, поэт и известный пушкинист, свидетель революционных событий, продолжал говорить, что Петроград «удивительно похорошел в своем несчастье». Это чувствовал и Петров-Водкин.
Картина «1918 год в Петрограде» — жестокая констатация факта. Но на фоне разрухи и какой-то звенящей, растерянной тишины образ матери и младенца, как источника неисчерпаемой жизни, предсказывает, что будущее есть, пусть и не такое безоблачное. Герои картины – символ надежды, отчаяния и смирения.
Другие картины Петрова-Водкина
Купание рыжей лошади
Смерть комиссара
Утреннее купание
Богоматерь Умиление злых сердец
Портрет мальчика
Утренний натюрморт
Наш