Описание картины:
Ад — правая створка самого известного триптиха художника «Сад земных наслаждений». За этим лирическим названием скрывается далеко не милый и идиллический образ. В самом деле, триптих выполнен вполне в стиле Босха — здесь почти повсюду страшные видения, гротескные фигуры, страшные образы.
В видении художника ад предстает чудовищно сюрреалистичным местом. Правое крыло триптиха часто называют критиками «Музыкальным адом» из-за того, что здесь используются самые разнообразные музыкальные инструменты. Однако не стоит надеяться, что они используются по прямому назначению. На самом деле их даже не черти играют, как можно было бы подозревать. Босх решил использовать способы их применения, совершенно далекие от прямого назначения музыкальных инструментов. В большинстве случаев они действуют как орудия пыток.
Например, арфа художника играет роль креста для распятия или треножника — на нем расплющивается несчастный грешник. Невинная лютня стала объектом пыток другого бедолаги, лежащего лицом вниз. Интересно, что на его ягодицах отпечатаны записки, согласно которым поет совершенно невообразимый хор — проклятый, во главе с дирижером с рыбьим «лицом».
Первый план картины способен шокировать даже закаленного от «ужастиков» современного человека. Кролик тащит человека с открытым желудком, привязанного к столбу. При этом из бедняги буквально льется струя крови. Кролик-хищник выглядит очень миролюбиво и это поистине чудовищный контраст по сравнению с тем, что он делает и что повлечет за собой его действие в будущем.
Необычность этого места подчеркивается невероятными размерами ягод и фруктов, разбросанных тут и там через дверь. Глядя на это, непонятно, кто здесь кого ест — люди ягоды или люди ягоды? Мир перевернулся и превратился в ад.
Замерзший пруд с полыньей, где мчится грешник на огромной лошади, люди, летящие в мир, как безмозглые комары, человек, точущийся в дверном замке, — все эти образы аллегоричны и, безусловно, были понятны современникам художника. Кое-что из увиденного вполне можно интерпретировать и интерпретировать в наши дни, но уже с точки зрения человека современности, а не позднего Средневековья.
Интересно, что исследователь творчества Босха смог расшифровать записи, выгравированные на «пятой точке» грешника. Получается, что артист записал довольно связную мелодию, которую можно играть и слушать. Но это единственный нормальный реальный элемент в бредовом мире Ада.
Другие картины Иеронима Босха
Перевозка сена
Смерть и жадность
Корабль дураков
Сад земных наслаждений
Страшный суд
Скупая смерть
нести крест
Искушение святого Антония
Семь смертных грехов
Путешествие к Эмпиреям
Блудный сын
Добывает Камень Глупости
Поклонение волхвов
Фокусник
Концерт в яйце