Описание картины:
Агонизирующий больной, над ним склонился священник-монах – вот и весь незамысловатый сюжет в картине великого экспрессиониста. Автор словно предвидел свою судьбу, изобразив, пожалуй, один из самых страшных своих снов.
В глазах больного ужас и отчаянная попытка схватить быстро покидающую его тело жизнь. Противоположностью является священник: его суровое и спокойное лицо призвано внушать надежду, уверенность в продолжении существования, уменьшать страх перед великой тайной.
Зритель в первую очередь обращает внимание на руки героев картины, как будто они пытаются принять молитвенную позу и преодолеть невидимое препятствие. Пустые глазницы пациента не дают надежды, трагедия неизбежна. Мастера интересует интенсивность предсмертного спазма, всплеск активности перед наступлением полного покоя и неподвижности.
Колорит произведения, где преобладают красновато-коричневые тона, передает атмосферу насыщения энергией. Рабочая среда сложная. Смесь созерцательной отстраненности и деятельного сочувствия, равнодушия и жалости, добра и зла — столь характерная для многих работ мастера раскрывается здесь в полную силу.
Для многих ценителей живописи Шиле эта картина имеет некий провокационный смысл. Если присмотреться, то создается впечатление, что монах «выжимает» жизнь из несчастного. А выражение лица священника некоторые считают несколько инфернальным.
Полотно словно соткано из отдельных лоскутков, как дешевое одеяло в приюте для бездомных. В поэтике этого социального века автор черпает вдохновение и новые идеи. Картина была сделана в то время, когда художник начинает завоевывать критику и признание элитной публики. При этом мастер переживает сразу несколько личностных кризисов, его жизнь тоже нельзя назвать спокойной.
Опыт и эстетический поиск своего пути породили этот образ, пророческий и трагический.
Автопортрет, 1914 г
Беременная женщина и смерть
Портрет Валери Нейзель