Описание картины:
Художники часто выбирали сюжетом для своих картин одно из церковных таинств, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти, даруя ему благодать Божию. И только Рогир ван дер Вейден впервые рисует алтарь, где собраны все святые творения.
Считается, что его заказчиком был епископ Турнеский Жан Шевро, которого мастер изображает клириком в сцене миропомазания.
Перед нами великолепный готический собор с высокими окнами, через которые струится дневной свет. В центральной части триптиха под сводами храма возвышается простой деревянный крест, выше всех возвышается распятый Иисус Христос, ведь именно он установил таинства.
Это самая трагическая сцена на алтаре. Иоанн в красных ризах нежно подхватывает тонущую, потерявшую сознание от горя Богородицу. Мария Магдалина, стоящая на коленях у креста, нервно сжимает руки. Ее грустное лицо светится верой и безумной надеждой. Глубокая грусть на лице Саломеи, нежно держащей за руку Богородицу. Рядом с ними, стоя на коленях и повернувшись на бок, утирает слезы святая Мария Мироносица.
И жизнь вокруг продолжается. За ними совершается таинство Святого Причастия, люди возносят молитвы, молодая семья, прогуливаясь по собору, с любопытством оглядывается.
На левом и правом крыльях по порядку расположены изображения других священнодействий, над каждым из которых парит ангел, облаченный в одежды соответствующего цвета.
Слева, на переднем плане, самым первым делом в жизни человека является крещение, за ним мы видим миропомазание, а еще дальше — исповедь.
Правая створка начинается с рукоположения в сан, изображенного в глубине, перед этой сценой венчание, а на переднем плане — миропомазание.
Художник намеренно не отделяет таинства друг от друга — для Бога ведь нет тайн. Мастер очень точно передает богатство эмоций и реальных чувств в лицах, ему удалось запечатлеть движение людей, что придает реалистичность и динамичность его образу.
С бело-серыми стенами собора сочетаются сочные цвета, столь любимые художником, — различные оттенки огненно-красного, алого, желтого, оливкового, глубокого голубого. Привлекают внимание белоснежные одежды священников и головные уборы дам.
Триптих обрамлен окрашенными в золото рамами, в которых помещены гербы города Турне и, предположительно, Жана Шеврона.
Этот алтарь можно рассматривать бесконечно, всматриваясь в лица людей в соборе и любуясь множеством тщательно прописанных деталей. Любопытный штрих — на крыльях также есть изображение двух собак.
Изображение наполнено глубоким символическим смыслом и напоминает нам о смысле жизни и ее непостоянстве.
Другие картины Рогира ван дер Вейдена
Положение в гробу
Мария Магдалина
Портрет дамы
Снятие с креста
Мадонна со святыми
Мадонна в красном
Алтарь Святого Колумба