Описание картины:
Мастер пишет великолепный триптих «Поклонение волхвов» (иногда его называют Алтарем св. Колумба, по названию церкви, в которой он провел долгое время), посвященный Рождеству Христову. Художник поместил библейские сюжеты в реальную обстановку, смешав божественное и земное. Несмотря на то, что в соответствии с церковными традициями картина наполнена множеством символов, она кажется очень живой и одухотворенной.
Левая створка – Благовещение, самая суровая и возвышенная часть триптиха. Простое убранство в комнате подчеркивает важность происходящего. Архангел Гавриил передает послание юной Марии, стоящей на коленях с молитвенником в руках. Немного сбитая с толку, она внимательно слушает его слова.
Ярко-голубой цвет девичьих одежд, белоснежные оттенки наряда Посланницы, алое обилие бархатных портьер приводили в движение мягкое, неземное сияние нежного лица Марии. В потоке золотых лучей парит белый голубь, знак божественного послания, а в кувшине стоит лилия, символ невинности и чистоты.
Центральная часть — рождественская, самая праздничная часть алтаря. Богородица любуется своим сыном, лежащим у нее на коленях. Слева от нее Джозеф застыл в благоговении. Первыми приветствуют рождение Иисуса трое волхвов, пришедших вслед за Вифлеемской звездой, сверкающей над крышей амбара. Старшая из них в почтении становится на колени и нежно прикасается к младенцу. Остальные ждут своей очереди, чтобы преподнести богатые подарки. А за ними длинная очередь людей, пришедших посмотреть на чудо.
У всех разное выражение лица – от удивления и любопытства до мудрых размышлений и размышлений. Обычные живые и совершенно естественные люди, и только золотые лучи, сияющие вокруг их голов, выделяют Марию и Иисуса. Считается, что Карл Смелый изображен справа как колдун.
Животные здесь тоже присутствуют – рядом с яслями стоят корова и осел, на земле лежит маленькая итальянская борзая. На заднем плане — большой светлый город с детализированными домами и улицами. А какое разнообразие тканей и фасонов, богатая отделка, написанная бережно и с любовью. Богатая палитра ярких красок наполняет радостью и ощущением счастья.
Правое крыло — Принести в храм, самое торжественное и возвышенное. Старец Симеон ласково приветствует маленького Христа, в его глазах сияет признание и вера. Художник прекрасно передает чувства людей: спокойную гордость Богоматери, ожидание Иосифа, грусть и сострадание пророчицы Анны. Две горлицы сидят на руках девушки в небольшой корзинке – искупительная жертва.
Действие происходит в большой церкви, залитой дневным светом. Окна, украшенные витражами, высокие стены с рядами колонн не только обеспечивают пространство для изображения, но и указывают на значимость момента. Теплые оттенки камня, яркие, чистые цвета плащей создают ощущение нежности и умиротворения.
Образ можно долго оценивать, и находить все новые и новые детали. Этот лирический, очень проникновенный запрестольный образ, передающий радость происходящих событий, по праву занимает свое место среди шедевров Северного Возрождения.
Другие картины Рогира ван дер Вейдена
Положение в гробу
Мария Магдалина
Портрет дамы
Снятие с креста
Мадонна со святыми
Мадонна в красном
Алтарь «Семь Таинств»