Описание картины:
Действие на картине заимствовано из Библии, но интерпретировано в характерном для Рериха стиле. Согласно Библии, последний ангел наказывает человечество за накопившиеся грехи и явную бездуховность, уничтожая огнем и мечом старый мир, чтобы полностью обновить его. Полотно было выполнено в смутные годы перед началом Первой мировой войны. Интересно, что вторую такую же картину с таким же названием художник написал ровно через тридцать лет, в самый разгар другой вселенской катастрофы – Второй мировой войны.
Изображение выполнено в сочных и тревожных алых и пурпурных тонах. На полотне много мелких, но очень важных деталей, которые необходимо тщательно продумать. В изображении частично использованы мотивы, характерные для древнерусских икон. Это влияние просматривается в виде схематичного и в то же время объемного изображения городов, а также в типично «византийском» облике самого ангела. Похоже на одну из икон с изображением Георгия Победоносца старинным шрифтом.
Ангел – центральная фигура картины. Он изображен в полный рост, спускающимся на землю клубами огненно-золотого дыма или облаками. У него одновременно нежная и суровая внешность, с темными волосами и большими фиолетовыми крыльями за спиной. Ангел одет в длинное средневековое «платье» с эффектным золотым шитьем. В руках у него длинное острое копье и большой овальный щит. На ногах ангела типичные для Средневековья мягкие туфли с острыми носками, наподобие сапог.
Фоном картины является горный пейзаж. Возвышающиеся вдали горные вершины окрашены в прохладные голубовато-фиолетовые оттенки, а земля перед ними буквально горит огнем. Охваченные пламенем города с башнями и стенами, покрытыми языками пламени. Весь этот пылающий ад разрезает только длинная река прохладной голубой воды — символ очищения, и небольшой участок зеленого луга с пышными цветами, уложенный под ногами ангела. Это символ очищенной, невинной и возрожденной жизни.
При всем глубоком философском содержании полотна художественную ценность картины нельзя недооценивать. Он наполнен красками, экспрессией и выразительностью, при неподвижной позе главного героя его никак нельзя назвать статичным.
Безусловно, эта картина поражает своей мощью и выразительностью, живым протестом против войны, инерции, вражды и всего темного и злого, что может разрушить наш мир.
Другие картины Николая Рериха
Прокопий Справедливый
Конфуций праведник
Мохаммед на горе Хира
Пантелеимон Целитель
Голубые виски
Победоносный Будда
Мост Славы
Тьма горит
Небесная битва
Иностранные гости
Капли жизни
Преподобный Сергий Радонежский
Повелитель ночи
Мать мира
И мы работаем