Описание картины:
Рембрандт (1606-1669), несмотря на проживание в Голландии, не совсем вписывался в традиции ее искусства и вообще переходил любые границы. Он создал произведение «Аристотель перед бюстом Гомера» в тот период своей жизни, когда его не узнавали дома, но любили за его пределами. Сицилийский богач и меценат Антонио Руффо хотел украсить свою художественную галерею картиной Аристотеля, и Рембрандт написал ее.
Философ одет в наряд XVII века – рубаха с пышными рукавами и жилет, на голове бархатная шляпа, а на груди серебряная цепь с медальоном с изображением его ученика Александра Македонского. Однако цепочка, которую носили богатые голландцы того времени, гораздо заметнее, чем медальон. Все вместе это создает впечатление, что Аристотель — современник художника и легко ходил в его мастерскую. Также изображённый здесь бюст Гомера, скорее всего, тот самый, что находился в доме Рембрандта и фигурировал в описи имущества, изъятого у него за долги.
Фигура Аристотеля появляется из полумрака. Он ведет невидимую беседу с другим великим философом, и в лице его такая глубокая задумчивость, какая только бывает у людей, прикоснувшихся к тайнам бытия. От бюста Гомера как бы исходит сияние, освещающее его «беседы» и похожее на свет истины, рассеивающий тьму. «Он не был ни исключительно религиозным художником, — сказал о Рембрандте бельгийский писатель Эмиль Верхарн, — ни создателем фантастических драм и живописных снов… Он был воплощением сверхъестественного. Под его кистью чудо кажется поистине сотворенным, настолько, что он вложил в него глубокие, чисто человеческие чувства».
Другие картины Рембрандта
Единство страны
Автопортрет в 54 года
Урок анатомии
Исследователь в офисе
Возвращение блудного сына
Портрет старика в красном
Даная
Софонисба берет чашу с ядом
Автопортрет
Автопортрет художника с женой Саскией
Портрет Саскии ван Эйленбург
Автопортрет в 34 года
Ночной дозор
Еврейская невеста
Синдики
Пир Валтасара
Ослепление Самсона
Художник в студии
Польский всадник