Описание картины:
Конец XV — начало XVI века отмечены в творчестве Альбрехта Дюрера появлением трех больших автопортретов: один для невесты, второй для изображения собственного положения, и третий, самый скандальный и знаковый, для «вечного, чтобы отметить себя нестареющими цветами».
«Автопортрет в одежде, отороченной мехом» или просто «Автопортрет в 28 лет» — одна из самых узнаваемых работ художника. Она была выполнена на доске маслом в начале 16 века.
На фоне первых двух автопортретов, выполненных в классически легкой манере, этот сразу удивляет своей мрачностью, таинственностью и связью с религиозной тематикой.
Альбрехт Дюрер изобразил себя на темном фоне, окруженном двумя плавающими надписями: инициалы слева, предложение (в переводе) — «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, изобразил себя в вечных красках в возрасте двадцати восьми лет» — справа.
На картине выделяются только две световые точки — лицо художника и правая рука, поднятая к воротнику одежды и как бы сложенная в благословляющем жесте. Цветовая гамма произведения приглушена. Композиция картины уникальна тем, что она фронтальная. В начале шестнадцатого века такие композиции были связаны исключительно с религиозной живописью, прежде всего с изображением Иисуса Христа. Альбрехт Дюрер стал первым художником, нарисовавшим себя в анфас.
Искусствовед Марсель Брион считает, что изначально Дюрер собирался написать портрет Христа, но в последний момент изменил его на себя. Сходство с Иисусом очевидно: темные длинные волосы (на всех предыдущих портретах мастер изображал себя с русым отливом), борода, сложенные в благословляющем жесте руки и отстраненное, но одухотворенное лицо — все это очень напоминает образ Спасителя.
Но была ли это преднамеренная наглость со стороны художника? Едва ли. Учитывая, что Альбрехт Дюрер был ревностным христианином, посыл картины весьма близок учению апостола Павла: «… Равенство со Христом будет честью».
До самой смерти художника портрет находился у него дома, а после был куплен ратушей Нюрнберга. С 1805 года работа хранится в Мюнхенской пинакотеке.
Другие картины Альбрехта Дюрера
Семь скорбей Девы Марии
Дрезденский алтарь
Портрет молодого человека
Поклонение волхвов
Портрет отца
Автопортрет 1498 г
Ранний автопортрет 1493 г
Носорог
Богородица с младенцем и святой Анной
Четыре апостола
Молящиеся руки
Фестиваль розария
Заяц
Большой кусок луга
Поклонение Святой Троице
Роликовое крыло
Адам и Ева
Христос среди учителей
Портрет венецианца