Описание картины:
Одна из самых ранних работ в феодосийском собрании художника и относится к студенческому периоду, когда Айвазовский учился в Петербургской Академии художеств. Картина написана в 1837 году.
Заметно и явное влияние М. Н. Воробьева, учителя и наставника будущего величайшего живописца: море не столь естественно, как в последующих работах, небо более устрашающее, чем реалистичное, а детали картины из коряг и лодок на переднем плане качающиеся в разные стороны парусники у далекого горизонта — больше подошло бы полотну, выполненному в жанре фантасмагории.
Все же заметно, однако, не слепое подражание учителю и далеко не подражание образцам живописи, авторитетным родоначальникам жанра.
Айвазовский ставил перед собой задачу передать бессмысленность человеческого существования (в центре картины человеческая фигура с распростертыми к морю руками), как бы стиснутого с двух сторон стихией воды и воздуха. Несмотря на то, что действие в картине происходит ночью, луна еще не поднялась так высоко над горизонтом, а маяк еще (или уже?) не горит.
Другие картины Айвазовского
Девятый вал
Корабль посреди бушующего моря
Радуга
Тонущий корабль
Океан. Коктейльный стол
Буря на озере ночью
Парусник у берегов Крыма в лунную ночь
Итальянский пейзаж. Вечер
Лунная ночь. Баня в Феодосии
Вход в Севастопольскую бухту
Гурзуф
Чесменский бой
Смерть Помпеи
Черное море
Лунная ночь на Капри
Среди волн
Бриг «Меркурий»
Прогулка по воде
Вид на Тифлис
Лунный путь
Спокойствие
Тихий 1885
Закат на море
Кораблекрушение 1884 г
Ниагарский водопад
Неаполитанский залив
Обзор Черноморского флота
Пушкин на Черном море
Прощание Пушкина с морем