Описание картины:
Баварский художник Альбрехт Альтдорфер жил в Регенсбурге. В 1511 году он путешествовал по Дунаю на юг, в Альпы. Красота этих мест произвела на него глубокое впечатление, и он стал одним из первых живописцев, начавших изображать пейзажи эмоционально и выразительно, а не только как практический фон для картины.
Вершиной творчества живописца стала картина «Битва при Иссе» (1529), написанная для Вильгельма IV, герцога Баварского. В нем небо, море и земля играют одинаковую роль, и только табличка на небе указывает на то, что это та самая битва, в которой Александр Македонский разбил персов у реки Исс в 333 г до н.э. Архитектура далекого города на заднем плане может показаться, что эта сцена относится к 16 веку.
Чтобы создать ощущение величия происходящего, Альтдорфер изобразил битву как бы с высоты птичьего полета. Перед зрителем открывается бурлящий вихрь крошечных силуэтов воинов, сливающихся в единую массу, на фоне горного пейзажа, где солнце резко прорывается сквозь тучи и прогоняет луну. Александр сражается в первых рядах воинов посреди битвы и преследует персидского царя Дария на его колеснице.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ. Александр, царь Македонии (356-323 до н.э.), самый известный из всех античных завоевателей, был учеником Аристотеля, уже в 18 лет командовал кавалерией; победил персов, завоевал Египет и основал Александрию. В храме Аполлона дельфийская сивилла напророчила ему, что он непобедим. Александр Македонский часто изображается верхом на своем коне Буцефале, белом жеребце, который лишь повиновался его чуткой руке.
Согласно легенде, когда македонское войско захватило греческий город Фивы, один из подчиненных ему полководцев изнасиловал знатную женщину Тимоклею и потребовал от нее отдать ему свои деньги. Тимоклея привела его к колодцу, где она якобы спрятала свои драгоценности, и когда он наклонился, чтобы посмотреть вниз, она столкнула его в колодец. За то, что она сделала, женщина была предана суду Александром, и он оправдал ее. Эта легенда воплотилась в картине Пьетро делла Веккиа (1602-1678) о принесенной Александру Тимоклее, на которой запечатлен момент, когда Тимоклея была освобождена Александром за ее величие духа и самоуверенность.
После битвы при Иссе Александр проявил такое же благородство и великодушие к побежденному Дарию и его семье. Когда его армия захватила и разграбила персидский лагерь, Александр с уважением отнесся к матери, жене и двум дочерям Дария. Веронезе изобразил Александра и его друга Гефастиона в гостях у королевской семьи в «Семье Дария до Александра» (ок. 1550 г.). Мать Дария ошибочно предположила, что более высокий Гефастион был ее победителем, но Александр не обратил внимания на ошибку, посмеиваясь над ней, чтобы успокоить ее, сказав, что Гефастион был другим Александром. Преследуя Дария, Александр нашел персидского царя умирающим от смертельной раны, нанесенной его собственными подданными. Когда Дарий умер, Александр почтил своего врага, накрыв его тело своим плащом.
Знаменитый Александр был убежден, что лучше править доброй волей, чем насилием, и пытался сочетать разные обычаи. Он женился на Роксане, которая по одним источникам была дочерью Дария, а по другим — дочерью правителя завоеванных им азиатских земель.
Другие картины Альбрехта Альтдорфера
Мученичество святого Флориана
Пейзаж с семьей сатиров
Святая ночь
Вечеря апостолов
Лот и его дочери
Христос на кресте
Пейзаж с мостом