Описание картины:
Матиас Грюневальд как личность, к сожалению, был потерян в течение полутысячелетия со дня его смерти. Его картины приписывались либо Альбрехту Дюреру, либо другим менее известным современникам. Только в 19 веке искусство заново открыло имя ярчайшего немецкого живописца Северного Возрождения, а исследования в 21 веке внесли в его биографию некоторые подробности. По крупицам, по мельчайшим фрагментам и свидетельствам исследователи стали «собирать» внешность и жизненный путь художника. Некоторые подсказки нам дали картины, не многие из которых сохранились.
Первоначально Грюневальд обращался к религиозным сюжетам, также сохранился ряд его портретов, выполненных в технике рисунка. «Благодетель с птичьей клеткой» — редкая, почти «светская» работа мастера. Об обстоятельствах создания картины сохранилось очень мало сведений, поэтому искусствоведы называют ее исключительно по тому, что изображено на полотне.
Считается, что картина была написана в 1500 году. Грюневальд, несомненно, написал портрет, но неизвестно, кто конкретно его заказал. В случае черной одежды с характерным воротником-стойкой можно предположить, что перед нами некий представитель духовенства. Достоверно известно, что некоторые работы из Грюневальда были выполнены по заказу молодого архиепископа Альбрехта Бранденбургского. Но ничто не говорит зрителю, что это он. Поэтому исследователи творчества Грюневальда решили окрестить его просто «Благодетель». В руках он держит миниатюрное пенсне и книгу, скорее всего, духовного содержания.
Другим важным элементом композиции является птичья клетка, помещенная мастером в правом верхнем углу. Сквозь частые края решетки можно увидеть птицу. Весьма вероятно, что это певчий дрозд, который в Европе считался лучшей птицей «с голосом» (как наш соловей).
Грюнвальд выбрал для представленной работы спокойную цветовую гамму. Можно заметить, что в других его работах гораздо более контрастные цветовые сочетания. Общие цвета были коричневыми во всех оттенках и красными. Цветовой контраст создает черная ряса.
Стиль письма мастера отличается выразительностью и достоверностью. Заметны мелкие аккуратные штрихи, филигранная прорисовка деталей (лицо благодетеля, волосы, руки, кладка на стене и т д).
Сегодня картина находится в Музее изящных искусств в Страсбурге.
Другие картины Маттиаса Грюневальда
Изенхаймский алтарь
Ступпах Мадонна
Богохульство против Христа
Встреча между Эразмом и Маврикием
Распятие
Искушение святого Антония
Алтарь Геллера