Описание картины:
Картина «Благовещение» создана в период расцвета творчества голландского живописца Яна ван Эйка. В это время автор купил дом и мастерскую в Брюгге, чтобы остаться там до конца своих дней.
История появления картины такова – живописец приготовил подарок герцогу Бургундскому Карлу Смелому, одному из самых героических представителей знаменитой династии Валуа. Подарком стал большой триптих на религиозную тему. К сожалению, до наших дней «дожил» лишь один фрагмент довольно масштабной работы — левое крыло.
Неизвестно, при каких обстоятельствах были утеряны 2/3 триптиха. Известно только, что ван Эйк отправил свой подарок в Дижон, столицу Бургундии в то время, в аббатство Шанмоль, где служились церковные мессы.
Благовещение, как событие, является ключевым моментом в истории христианства. За Благовещением последовала смена заветов: на смену заветам Моисея пришла эпоха «После благодати» (Sub Gratia). Из-за важности события этот сюжет очень часто повторялся художниками эпохи Возрождения.
Версия Ван Эйка отличается лиризмом и вниманием к деталям. Зритель видит Деву Марию и Архангела Гавриила, но здесь они не изображены как реальные лица. Если сравнить размеры фигур и архитектуру на заднем плане, то можно увидеть, что Дева Мария и Гавриил изображены сражающимися — их головы почти достигают капителей. Колонны за спинами персонажей заметно округлены, так что можно предположить, что ван Эйк изобразил алтарь. Возможно, на утерянной части триптиха изображен священник, а гигантские фигуры Марии и Гавриила — плод его воображения, своего рода видение.
Технически поражает детальная прорисовка всех элементов. Блеск витражей, лепнина на колонне, убранство героев, разнообразие и в то же время гармония и богатство красок (только взгляните на платье Марии) — все это создает возвышенную композицию, полную красок и трепет.
Шедевр Ван Эйка когда-то хранился в Эрмитаже, но в 1930 году новое правительство в попытке «латать дыры» в экономике новоявленной страны решило продавать произведения искусства без особого торга. Разразилась настоящая трагедия: бесценные картины пропали даром. То же самое произошло с заявлением ван Эйка. Даже за границей эту «акцию» осудили. Почему-то для России работа была утеряна — сейчас картина принадлежит Вашингтонской национальной галерее.
Другие картины Яна ван Эйка
Пара Арнольфини
Явление ангела женам-мироносицам
Поклонение ягненку
Мадонна канцлера Николя Ролена
Богородица и младенец
Тимоти
Мадонна в церкви