Описание картины:
Сюжет из Нового Завета о блуднице и Христе стал одним из самых воспроизводимых художниками. История в Евангелии от Иоанна рассказывает, как фарисеи привели к Иисусу женщину, осужденную за прелюбодеяние. Книжники стали утверждать, что Моисей велел побивать таких грешников камнями, но Христос возражал против его нетления: Кто без греха, тот первый бросит в нее камень. И они бросили все свои камни на землю и ушли один за другим.
Джорджоне показывает своему зрителю именно тот момент, когда разгневанные фарисеи приводят блудницу ко Христу. Можно сразу отметить, что картина не типична для выдающегося мастера Высокого Возрождения. Гораздо привычнее видеть, что маленькие фигурки людей буквально «погружены» в роскошный живой пейзаж. Здесь почти все рабочее пространство занято героями.
Фигура Христа и блудницы выделена Джорджоне яркими доминирующими тонами — это голубая и оранжевая одежда на Иисусе, а также белоснежное платье с зеленой муравьиной накидкой, завязанной наискосок на женщине. Остальные персонажи изображены в красных, коричневых и золотых тонах.
Композиция построена таким образом, что каждый персонаж хорошо виден. Все фигуры нарисованы динамично, что читается в их сложных позах. Но при всей стройности композиционного построения можно заметить, что каждый герой здесь словно живет своей жизнью. Грешница вообще не смотрит на Христа, она безразлична к происходящему. Отношения можно проследить только между Иисусом и писцом в золотой рубашке. Эта обособленность персонажей — еще одна характеристика Джорджоне.
Нельзя не заметить особого написания человеческих фигур – живописец преодолел контур и форму, превратив (по мнению искусствоведа Л. Любимова) в «цветовую симфонию» все элементы полотна. То есть контур и линия «растворялись» в цвете, становясь единым фактурным элементом. Еще Леонардо со своим сфумато начал такое преображение в живописи, и Джорджоне было суждено довести начинание до абсолютного совершенства. Джорджоне первым стал практиковаться в рисовании холста без предварительного рисунка — он рисовал сразу пятнами цвета, поэтому его картины такие насыщенные.
Пейзаж на полотне «Блудница перед Христом» отличается умиротворенностью – он выступает тихим декором, в котором разворачиваются все события. Нежные тона зелени, тишина голубого неба как бы говорят нам: Христос просветит и злых фарисеев, и блудницу. И прости женщине ее грех.
Другие картины Джорджоне
Мадонна со святыми
Джудит
Поклонение пастухов
Спящая Венера
Буря
Три философа
Мадонна Кастельфранко
Лаура
Пожилая дама
Деревенский концерт
Поклонение волхвов